Анохина биологическая теория эмоций. Биологическая теория эмоций П.К.Анохина

П. К. Анохин эмоции1 - страница №1/1

Общая психология. Тексты. Т. 2. Субъект деятельности. Кн. 1 / Отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК "Психология"; Генезис, 2002. С. 474-479
П. К.Анохин ЭМОЦИИ 1

Эмоции (франц. emotion, от лат. emovere - возбуждать, волновать) -физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъек­тивную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радос­ти и социального жизнеощущения. <...>

Эволюция эмоций. Если исходить из того, что эмоции представляют собой такую форму реакций, которые непременно охватывают весь орга­низм и приобретают ярко выраженный субъективный характер, то мы должны поставить вопрос: каково происхождение эмоций, когда и как они появились в процессе эволюции?

На основании дарвиновского понимания эволюции приспособитель­ных реакций организма можно утверждать, что эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав условия для более широкого и более совершенного приспособления животных к окружающим услови­ям. Первичные ощущения примитивных животных не могли бы удержать­ся в процессе эволюции и развиться в столь многогранные и утонченные эмоциональные состояния человека, если бы они не послужили прогрессу в приспособительной деятельности животных. В противном случае они дав­но были бы устранены естественным отбором.

В чем же состоит это более совершенное приспособление?

Решающей чертой эмоционального состояния является его интег-ральность, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоя­нию человека определенный тип переживаний. Производя почти мо­ментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций орга­низма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный меха-

1 Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 172-177.


Анохин П.К, Эмоции 475

низм ответной реакции организма. Именно это свойство организма - оп­ределять благодаря эмоции качество воздействия с помощью самого древ­него и универсального критерия всего живого на Земле - выживаемости - и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма. Вмес­те с тем организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, меха­низм и другие параметры тех или иных воздействий, может со спаситель­ной быстротой отреагировать на них с помощью определенного качества эмоционального состояния, сведя их, так сказать, к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие.

Насколько важна эта интеграция организма в эмоциональном со­стоянии, можно видеть на примере простой болевой эмоции, которая в той или иной мере каждым человеком испытывалась в жизни.

Допустим, что имеется какое-то травматическое поражение сустав­ной сумки. Как известно, такое поражение создает крайне тягостное бо­левое ощущение, болевую эмоцию. Какие средства может употребить наш организм для построения новой моторной координации с исключением пораженного сустава? Практика показывает, что в таких случаях создают­ся исключительно широкие возможности вовлечения новых мышц, новых суставов и даже целых конечностей. Однако во всех этих случаях огра­ничивающим фактором является только ощущение боли. Организм че­ловека осуществляет в этих случаях многочисленные попытки движения, «обходя» болевое ощущение, как только оно возникает. В данном случае болевая эмоция играет роль своеобразного отрицательного «пеленга», по­могающего организму воздерживаться от несовместимых с жизнью дви­жений («щажение» в медицинской практике).

Стоит только представить себе, что этот подбор не вредящих здоро­вью движений производился бы на основе каких-либо других критериев, например степени натяжения мышцы, угла отклонения в суставе и т.д., как сразу же станут ясными все совершенство универсального характера эмоциональных состояний и крайняя выгодность их в приспособитель­ном смысле. Практически весь жизненный опыт человека, начиная с пер­вых дней жизни, помогает ему избегать вредных воздействий не на осно­ве учета объективных параметров вредящего агента (например, острота повреждающего предмета, глубина погружения его в кожу и т.д.), а на основе именно того «общего знаменателя», который выражается эмоцио­нальным состоянием: «больно», «неприятно». <...>

Можно сказать, что всем без изъятия жизненным потребностям и от-травлениям, включая и проявления интеллектуальной деятельности, сопут­ствует соответствующий эмоциональный тонус, благодаря которому орга­низм непрерывно остается в русле оптимальных жизненных функций.

Многочисленные факты, установленные психологами и физиолога­ми, демонстрируют некоторый единый план в архитектуре живого орга­низма, благодаря которому все разнообразные его функции санкциониру-

476 Тема 10.

ются или отвергаются на основании одного и того же принципа - прин­ципа их соответствия сформировавшемуся в данное время определенному эмоциональному состоянию. <...>

Биологическая теория эмоций. <...> Теории эмоциональных состо­яний отличаются одной чертой, которая и является причиной их недоста­точности: они не рассматривают эмоциональные состояния как законо­мерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Исходя из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений, надо считать, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни появиться, ни сохра­ниться, а тем более закрепиться наследственностью, если бы они в какой-то степени были либо вредны, либо бесполезны для жизненно важных функций животного. Вопрос сводится лишь к тому, в чем состоит биоло­гическая и физиологическая полезность эмоций и эмоциональных ощу­щений в осуществлении жизненно важных функций организма.

Если дать общую характеристику поведения живых существ (и чело­века в частности), то оно может быть грубо разделено на две стадии, кото­рые, непрерывно чередуясь, составляют основу жизнедеятельности. Первую стадию можно было бы назвать стадией формирования потребностей и ос­новных влечений, а вторую - стадией удовлетворения этих потребностей. Внимательный анализ поведения животных и человека показывает, что та­кая классификация вполне приемлема для всех видов влечений и для лю­бого вида удовлетворения потребности. Есть все основания думать, что эмо­циональные состояния при их первичном появлении в животном мире включились именно в этот цикл смены двух кардинальных состояний орга­низма. Все виды потребностей приобрели побудительный характер, создаю­щий беспокойство в поведении животного и формирующий различные типы добывательного или, наоборот, отвергающего поведения. Эти потреб­ности связаны с определенным эмоциональным состоянием, большей час­тью тягостного, беспокойного характера. Наоборот, удовлетворение потреб­ности или выполнение какой-то функции, которая устраняет назревшую потребность, связано с чувством удовольствия, приятного и даже иногда с чувством гедонического характера (наслаждения).

Таким образом, если проблему эмоций рассматривать с биологичес­кой точки зрения, то надо будет признать, что эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушитель­ный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни дан­ного организма.

Обычно удовлетворение какой-либо биологической потребности че­ловека не является только простым устранением этой потребности, име­ющей тягостный характер. Как правило, удовлетворение, устраняя потреб­ность, сопровождается самостоятельным подчеркнутым положительным

Анохин П.К. Эмоции 477

эмоциональным переживанием. Следовательно, с широкой биологической точки зрения удовлетворение можно рассматривать как конечный под­крепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности.

С точки зрения физиологической перед нами стоит задача: рас­крыть механизм тех конкретных процессов, которые в конечном итоге приводят к возникновению и отрицательного (потребность), и положи­тельного (удовлетворение) эмоционального состояния. И прежде всего необходимо проанализировать вопрос: в силу каких именно конкретных механизмов удовлетворение потребности создает положительное эмоцио­нальное состояние.

Биологическая теория эмоций 1 построена на основе представления о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции.

Основным признаком положительного эмоционального состояния является его закрепляющее действие, как бы санкционирующее полезный приспособительный эффект. Такое закрепляющее действие проявляется только в определенном случае, именно когда эффекторный акт, связанный с удовлетворением какой-то потребности, свершился с абсолютным полез­ным эффектом. Только в этом последнем случае формируется и стано­вится закрепляющим фактором положительная эмоция. Можно взять для примера такой грубый эмоциональный акт, как акт чихания. Всем известен тот гедонический и протопатический характер ощущения, кото­рое человек получает при удачном чихательном акте. Точно так же хоро­шо известно и обратное: неудавшееся чихание создает на какое-то время чувство неудовлетворенности, неприятное ощущение чего-то незакончен­ного. Подобные колебания в эмоциональных состояниях присущи абсо­лютно всем жизненно важным отправлениям животного и человека. Именно для подобных жизненно важных актов эмоция и сложилась в процессе эволюции как фактор, закрепляющий правильность и полноту совершенного акта, его соответствие исходной потребности.

Как же центральная нервная система «узнает» о том, что какой-либо жизненно важный акт совершен на периферии в надлежащей последова­тельности и полноценном виде (утоление голода, утоление жажды, опо­рожнение тазовых органов, кашель, чихание, половой акт и т.д.)? Для от­вета на этот вопрос необходимо ввести два понятия: «эфферентный интеграл» и «афферентный интеграл». Каждому акту периферического удовлетворения какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатов и параметров будущего дей­ствия - «акцептора действия» и посылка множества эфферентных воз­буждений, идущих к самым различным органам и частям той системы,

1 См. Анохин П.К. Узловые вопросы в изучении условного рефлекса // Проблемы высшей нервной деятельности. М., 1949.

478 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

которая должна выполнить акт удовлетворения потребности. Об успеш­ности или неуспешности такого акта сигнализирует поступающая в голов­ной мозг афферентная импульсация от всех рецепторов, которые регист­рируют последовательные этапы выполнения функции («обратная афферентация »).

Оценка акта в целом невозможна без такой точной информации о результатах каждого из посланных по эфферентной системе возбуждений. Такой механизм является абсолютно обязательным для каждой функции, и организм был бы немедленно разрушен, если бы этого механизма не су­ществовало.

Каждый на своем опыте знает, что всякая неудача в выполнении тех или иных актов создает ощущение неудовлетворенности, трудности и бес­покойства. Это и есть последствие того, что вторая часть периферическо­го акта, именно результативный афферентный интеграл, не была создана на периферии и потому не произошло адекватного ее сочетания с цент­ральной посылкой.

Суть биологической теории состоит в следующем: она утверждает, что положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с аппа­ратом акцептора действия. Биологически этой эмоцией удовлетворения и закрепляются правильность любого функционального проявления и полно­ценность его приспособительных результатов. Наоборот, несовпадение об­ратных афферентных посылок от неполноценных результатов акта с акцеп­тором действия ведет немедленно к беспокойству животных и человека и к поискам той новой комбинации эффекторных возбуждений, которые при­вели бы к формированию полноценного периферического акта и, следова­тельно, к полноценной эмоции удовлетворения. В этом случае полноценное эмоциональное состояние ищется способом пробных посылок различных эфферентных возбуждений. Совершенно очевидно, что в этом смысле эмо­циональные состояния от полноценного или неполноценного периферичес­кого акта являются своеобразным «пеленгом», который или прекращает поиски, или их вновь и вновь организует на другой эфферентной основе.

Из формулировки биологической теории эмоций явствует, что Джеймс и Ланге в своей теории уловили правильный момент в развитии эмоцио­нальных состояний, во всяком случае в появлении эмоциональных состоя­ний, которые связаны с жизненно важными отправлениями.

Однако, фиксируя внимание на периферии, Джеймс и Ланге, есте­ственно, не могли раскрыть тот истинный центральный механизм (совпа­дение с акцептором действия), который является обязательным и реша­ющим условием для возникновения положительной эмоции 1 .

См. Анохин П.К. Указ. соч.

Анохин П.К, Эмоции 479

С другой стороны, Кеннон и Бард, фиксируя внимание на централь­ном субстрате, в какой-то степени были также правы, поскольку конеч­ный момент формирования эмоционального состояния совпадает именно с областью подкорковых аппаратов. Однако фиксация ими внимания только на центральном механизме не давала им возможности раскрыть истинный механизм центрально-периферических взаимоотношений в формировании эмоций, ощущений. Эмоции висцерального происхождения не покрывают, конечно, всех тех эмоциональных состояний, которые со­ставляют область эмоциональной жизни человека. Многие из этих эмо­ций, особенно болевая эмоция, не требуют постепенного увеличения по­требности, они возникают внезапно, и только простое устранение такой эмоции создает положительное ощущение. Однако, несмотря на все эти изменения в деталях развития различных эмоций, архитектурный план возникновения эмоций остается тем же. Он распространяется также на потребности интеллектуального характера. Потребности, возникшие, на­пример, от каких-либо социальных факторов (пусть это будет потребность в разрешении какой-то сложной технической проблемы, потребность в коллекционировании), завершаются уже высшей положительной эмоцией удовлетворения, как только результаты долгих и трудных исканий совпа­дут с исходным замыслом (акцептор действия).

Есть основание полагать, что во всех эмоциях, начиная от грубых низ­ших растительных эмоциональных состояний и кончая высшими соци­альными эмоциями, используется одна и та же физиологическая архитек­тура. Однако эта физиологическая архитектура может рассматриваться только как общая закономерность, присущая жизненным явлениям раз­личной степени сложности, но ни в коей мере не делающая их тождествен­ными по их качественному характеру, по их содержанию. Подобные общие закономерности уже известны из области кибернетики. Именно эта законо­мерность - закономерность формирования аппарата оценки результатов действия до совершения самого действия и получения его результатов -является общей для различных классов явлений у живых организмов, в авторегулирующихся машинах и в общественных взаимоотношениях. Не удивительно поэтому, что на основе именно этой закономерности и по этой уникальной архитектуре произошло и развитие эмоциональных состояний человека - от первичных примитивных растительных ощущений до выс­ших форм удовлетворения в специфически человеческой деятельности.

Эмоции

Эмоции (франц. emotion , от лат. emovere - возбуждать, волновать) - физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социаль­ного жизнеощущения. <.. .>

Эволюция эмоций. Если исходить из того, что эмоции пред­ставляют собой такую форму реакций, которые непременно охватывают весь организм и приобретают ярко выраженный " субъективный характер, то мы должны поставить вопрос: каково происхождение эмоций, когда и как они появились в процессе эволюции?

На основании дарвиновского понимания эволюции приспособительных реакций организма можно утверждать, что эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав условия для более широкого и более совершенного приспособления животных к окружающим условиям. Первичные ощущения примитивных животных не могли бы удержаться в; ! процессе эволюции и развиться в столь многогранные и утон­ченные эмоциональные состояния человека, если бы они не по- i служили прогрессу в приспособительной деятельности животных. В противном случае они давно были бы устранены естественным отбором.

В чем же состоит это более совершенное приспособление?

Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность по отношению к другим" g состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом?! полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкрет­ный механизм ответной реакции организма. Именно это свой­ство организма - определять благодаря эмоции качество воз­действия с помощью самого древнего и универсального крите­рия всего живого на Земле - выживаемости - и придало эмо­циям универсальное значение в жизни организма. Вместе с тем организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры тех или иных воз­действий, может со спасительной быстротой отреагировать на них с помощью определенного качества эмоционального состоя­ния, сведя их, так сказать, к общему биологическому знамена­телю: полезно или вредно для него данное воздействие.

Насколько важна эта интеграция организма в эмоциональ­ном состоянии, можно видеть на примере простой болевой эмо­ции, которая в той или иной мере каждым человеком испытывалась в жизни.

Допустим, что имеется какое-то травматическое поражение суставной сумки. Как известно, такое поражение создает край­не тягостное болевое ощущение, болевую эмоцию. Какие сред­ства может употребить наш организм для построения новой моторной координации с исключением пораженного сустава? Практика показывает, что в таких случаях создаются исклю­чительно широкие возможности вовлечения новых мышц, новых суставов и даже целых конечностей. Однако во всех этих случаях ограничивающим фактором является только ощущение боли. Организм человека осуществляет в этих случаях много­численные движения, «обходя» болевое ощущение, как только оно возникает. В данном случае болевая эмоция играет роль своеобразного отрицательного «пеленга», помогающего организ­му воздержаться от несовместимых с жизнью движений («щажение» в медицинской практике).

Стоит только представить себе, что этот подбор не вредящих здоровью движений производился бы на основе каких-либо дру­гих критериев, например степени натяжения мышцы, угла от­клонения в суставе и т. д., как сразу же станут ясными все со­вершенство универсального характера эмоциональных состоя­ний и крайняя выгодность их в приспособительном смысле. Практически весь жизненный опыт человека, начиная с первых дней жизни, помогает ему избегать вредных воздействий не на основе учета объективных параметров вредящего агента (на­пример, острота повреждающего предмета, глубина погружения его в кожу и т. д.), а на основе именно того «общего знамена­теля», который выражается эмоциональным состоянием: «боль­но», «неприятно». <...>

Можно сказать, что всем без изъятия жизненным потребно­стям и отправлениям, включая и проявления интеллектуальной деятельности, сопутствует соответствующий эмоциональный то­нус, благодаря которому организм непрерывно остается в русле оптимальных жизненных функций.

Многочисленные факты, установленные психологами и фи­зиологами, демонстрируют некоторый единый план в архитекту­ре живого организма, благодаря которому все разнообразные его функции санкционируются или отвергаются на основании одного и того же принципа - принципа их соответствия сфор­мировавшемуся в данное время определенному эмоциональному состоянию. <...>

Биологическая теория эмоций. ...Теории эмоциональных со­стояний отличаются одной чертой, которая и является причи­ной их недостаточности: они не рассматривают эмоциональные состояния как закономерный факт природы, как продукт эво­люции, как приспособительный фактор в жизни животного ми­ра. Исходя из дарвиновской точки зрения на эволюцию полез­ных приспособлений, надо считать, что эмоциональные состоя­ния, удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни по­явиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследствен­ностью, если бы они в какой-то степени были либо вредны, либо бесполезны для жизненно важных функций животного. Вопрос сводится лишь к тому, в чем состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций и эмоциональных ощуще­ний в осуществлении жизненно важных функций организма.

Если дать общую характеристику поведения живых существ (и человека, в частности), то оно может быть грубо разделено на две стадии, которые, непрерывно чередуясь, составляют ос­нову жизнедеятельности. Первую стадию можно было бы на­звать стадией формирования потребностей и основных влечений, . а вторую - стадией удовлетворения этих потребностей. Внима­тельный анализ поведения животных и человека показывает, что такая классификация вполне приемлема для всех видов вле­чений и для любого вида удовлетворения потребности. Есть все основания думать, что эмоциональные состояния при их первичном появлении в животном мире включились именно в этот цикл смены двух кардинальных состояний организма. Все виды потребностей приобрели побудительный характер, созда­ющий беспокойство в поведении животного и формирующий различные типы добывательного или, наоборот, отвергающего поведения. Эти потребности связаны с определенным эмоцио­нальным состоянием, большей частью тягостного, беспокойного характера. Наоборот, удовлетворение потребности или выполне­ние какой-то функции, которая устраняет назревшую потреб­ность, связано с чувством удовольствия, приятного и даже иногда с чувством гедонического характера (наслаждения).

Таким образом, если проблему эмоций рассматривать с био­логической точки зрения, то надо будет признать, что эмоцио­нальные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий процесс в его оптимальных границах и преду­преждающий разрушительный характер недостатка или избыт­ка каких-либо факторов жизни данного организма.

Обычно удовлетворение какой-либо биологической потребно­сти человека не является только простым устранением этой потребности, имеющей тягостный характер. Как правило, удов­летворение, устраняя потребность, сопровождается самостоя­тельным подчеркнутым положительным эмоциональным пережи­ванием. Следовательно, с широкой биологической точки зрения удовлетворение можно рассматривать как конечный подкреп­ляющий фактор, который толкает организм на устранение ис­ходной потребности.

С точки зрения физиологической перед нами стоит задача: раскрыть механизм тех конкретных процессов, которые в конеч­ном итоге приводят к возникновению и отрицательного (по­требность), и положительного (удовлетворение) эмоционально­го состояния. И прежде всего необходимо проанализировать во­прос: в силу каких именно конкретных механизмов удовлетво­рение потребности создает положительное эмоциональное со­стояние.

Биологическая теория эмоций (Анохин, 1949) построена на основе представления о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, каким являются эмоциональ­ные реакции.

Основным признаком положительного эмоционального со­стояния является его закрепляющее действие, как бы санкцио­нирующее полезный приспособительный эффект. Такое закрепляющее действие проявляется только в определенном случае, именно когда эффекторный акт, связанный с удовлетворением какой-то потребности, свершился с абсолютным полезным эф­фектом. Только в этом последнем случае формируется и ста­новится закрепляющим фактором положительная эмоция. Мож­но взять для примера такой грубый эмоциональный акт, как акт чихания. Всем известен тот гедонический и протопатический характер ощущения, которое человек получает при удач­ном чихательном акте. Точно так же хорошо известно и обрат­ное: неудавшееся чихание создает на какое-то время чувство неудовлетворенности, неприятное ощущение чего-то незакончен­ного. Подобные колебания в эмоциональных состояниях при­сущи абсолютно всем жизненно важным отправлениям живот­ного и человека. Именно для подобных жизненно важных актов эмоция и сложилась в процессе эволюции как фактор, закреп­ляющий правильность и полноту совершенного акта, его соот­ветствие исходной потребности.

Как же центральная нервная система «узнает» о том, что какой-либо жизненно важный акт совершен на периферии в надлежащей последовательности и полноценном виде (утоление голода, утоление жажды, опорожнение тазовых органов, ка­шель, чихание, половой акт и т. д.)? Для ответа на этот вопрос необходимо ввести два понятия: «эфферентный интеграл» и «афферентный интеграл». Каждому акту периферического удов­летворения какой-либо потребности предшествует формирова­ние центрального аппарата оценки результатов и параметров будущего действия - «акцептора действия» и посылка множе­ства эфферентных возбуждений, идущих к самым различным органам и частям той системы, которая должна выполнить акт удовлетворения потребности. Об успешности или неуспешности такого акта сигнализирует поступающая в головной мозг аф­ферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистри­руют последовательные этапы выполнения функции («обратная афферентация»).

Оценка акта в целом невозможна без такой точной инфор­мации о результатах каждого из посланных по эфферентной системе возбуждений. Такой механизм является абсолютно обя­зательным для каждой функции, и организм был бы немедлен­но разрушен, если бы этого механизма не существовало.

Каждый на своем опыте знает, что всякая неудача в выпол­нении тех или иных актов создает ощущение неудовлетворен­ности, трудности и беспокойства. Это и есть последствие того, что вторая часть периферического акта, именно результатив­ный афферентный интеграл, не была создана на периферии и потому не произошло адекватного ее сочетания с центральной посылкой.

Суть биологической теории состоит в следующем: она утверждает, что положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедше­го действия точнейшим образом отражает все компоненты по­ложительного результата и потому точно совпадает с аппара­том акцептора действия. Биологически этой эмоцией удовлетво­рения и закрепляются правильность любого функционального проявления и полноценность его приспособительных результатов. Наоборот, несовпадение обратных афферентных посылок от неполноценных результатов акта с акцептором действия ве­дет немедленно к беспокойству животных и человека и к поискам той новой комбинации эффекторных возбуждений, которые привели бы к формированию полноценного периферического акта и, следовательно, к полноценной эмоции удовлетворе­ния. В этом случае полноценное эмоциональное состояние ищется способом пробных посылок различных эффектных воз­буждений. Совершенно очевидно, что в этом смысле эмоциональные состояния от полноценного или неполноценного пери­ферического акта являются своеобразным «пеленгом», который или прекращает поиски, или их вновь и вновь организует на. ; другой эфферентной основе.

Из формулировки биологической теории эмоций явствует, что Джемс и Ланге в своей теории уловили правильный мо­мент в развитии эмоциональных состояний, во всяком случае в появлении тех эмоциональных состояний, которые связаны с жизненно важными отправлениями.

Однако, фиксируя внимание на периферии, Джемс и Ланге, естественно, не могли раскрыть тот истинный центральный ме­ханизм (совпадение с акцептором действия), который является обязательным и решающим условием для возникновения поло­жительной эмоции (Анохин, 1949).

С другой стороны, Кеннон и Бард, фиксируя внимание на центральном субстрате, в какой-то степени были также правы, поскольку конечный момент формирования эмоционального состояния совпадает именно с областью подкорковых аппаратов. Однако фиксация ими внимания только на центральном меха­низме не давала им возможности раскрыть истинный механизм центрально-периферических взаимоотношений в формировании эмоций, ощущений. Эмоции висцерального происхождения не покрывают, конечно, всех тех эмоциональных состояний, которые составляют область эмоциональной жизни человека. Мно­гие из этих эмоций, особенно болевая эмоция, не требуют по­степенного увеличения потребности, они возникают внезапно, и только простое устранение такой эмоции создает положитель­ное ощущение. Однако, несмотря на все эти изменения в дета­лях развития различных эмоций, архитектурный план возник­новения эмоций остается тем же. Он распространяется также на потребности интеллектуального характера. Потребности, воз­никшие, например, от каких-либо социальных факторов (пусть это будет потребность в разрешении какой-то сложной техни­ческой проблемы, потребность в коллекционировании), завершаются уже высшей положительной эмоцией удовлетворения, как только результаты долгих и трудных исканий совпадут t ; исходным замыслом (акцептор действия).

Есть основание полагать, что во всех эмоциях, начиная от грубых низших растительных эмоциональных состояний и кон­чая высшими социальными эмоциями, используется одна и та же физиологическая архитектура. Однако эта физиологическая архитектура может рассматриваться только как общая законо­мерность, присущая жизненным явлениям различной степени сложности, но ни в коей мере не делающая их тождественными по их качественному характеру, по их содержанию. Подобные общие закономерности уже известны из области кибернетики. Именно эта закономерность - закономерность формирования ап­парата оценки результатов действия до совершения самого дей­ствия и получения его результатов - является общей для раз­личных классов явлений у живых организмов, в авторегулирующихся машинах и в общественных взаимоотношениях. Не удивительно, что на основе именно этой закономерности и по этой универсальной архитектуре произошло и развитие эмоцио­нальных состояний человека - от первичных примитивных ра­стительных ощущений до высших форм удовлетворения в спе­цифически человеческой деятельности.


Теория эмоций Рубинштейна

Эмоция – субъективная форма существования потребности. Эмоции обладают оценочной функцией. Они также могут представлять саму потребность человеку, т.е. могут побуждать (у Леонтьева побуждает мотив). Потребности могут быть осознаны через эмоции.

С.Л.Рубинштейн указывал на то, что человек переживает только то, что с ним происходит и им совершается. Человек относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Знак эмоции зависит от удовлетворения/неудовлетворения потребности, интереса. Положительные эмоции – цель совпадает с результатом деятельности. Отрицательные эмоции – цель не совпадает с результатом деятельности.

Признаки эмоций :

1) эмоции выражают состояния субъекта и его отношение к объекту;

2) эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком.

С одной стороны, устанавливается взаимоотношение между ходом событий, совершающихся в соответствии или вразрез с потребностями индивида (ходом деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей), а с другой стороны, с течением внутренних органических процессов (захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом). В результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия.

Структура эмоционального переживания :

· Собственно аффективный компонент.

· Волевой (выражается в стремлении) компонент.

· Интеллектуальный компонент.

С.Л. Рубинштейном выделяются три уровня эмоциональной сферы:

1) Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности . Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования – удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями (окраска, тон отдельного ощущения или выражение разлитого органического самочувствия организма (беспредметная тоска).

2) Предметные чувства , соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможна классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные.

3) Обобщенные чувства : чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

С.Л.Рубинштейн выделяет аффекты, страсти, чувства, настроения.

Чувство – это отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Аффект – стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности.

Страсть – сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в нем преобладают над чувствованиями.

Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно. Бессознательная, эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (не знает причины).

Свойства эмоций:

1) Предметность

2) Контагиозность (заразительность), в частости сопереживание.

3) Инерционность; не проходят сразу, какое – то время еще существуют.

4) Амбвивалентность; одновременно можно пережить противоположные эмоции.

5) Идеаторный характер. Идеация – предвосхищение. Эмоции могут оценивать и будущие события.

6) Кумулятивный характер. Накопление эмоций и последующее проявлении в действиях, словах.

7) Способность к обобщению и коммуникации (человек может рассказать о своем эмоциональном состоянии).

Теория эмоций Леонтьева

Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Они отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его жизни. К эмоциональным процессам Леонтьев относит аффекты, собственно эмоции и чувства.

Эмоция выполняет функцию оценки, оценивает то, на сколько человек приблизился к состоянию удовлетворения потребности. Побуждает мотив и потребность, оценивает эмоция.

Собственно эмоции – более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении. Они носят отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они также носят идеаторный характер – т.е. способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

Чувства имеют предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций – это несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию. Уровни чувств: от чувств к конкретному человеку, до социальных чувств (любовь к Родине, эстетические чувства и проч.).

В процессе эволюции эмоции возникли как средства, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций – так называемый эмоциональный тон ощущений – непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненноважные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на нее, индивид совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. В этом случае эмоции вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет субъекту заблаговременно к ним приготовиться. Эмоции человека являются продуктом общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения.

Эмоциональная амбивалентност ь (амбивалентность чувств) – внутреннее противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующее его одновременным приятием и отвержением, например переживание ревности, в котором могут сочетаться чувства любви и ненависти.

Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов , определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.

Факторы, вызывающие аффект :

Угроза физическому существованию;

Угроза социальному статусу;

Угроза чему-либо, имеющему глубокий личностный смысл для субъекта.

Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Тенденция к навязчивости или к торможению.

Теория эмоций Анохина

Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека.

Эмоциональные состояния – это продукт эволюции. Эмоции всегда связаны с потребностями, а для удовлетворения потребностей необходимы действия.

Деятельность живого организма (условное разделение):

1) Стадия формирвоания потребностей и основных влечений. Сопровождается эмоциональными состояниями тягостного характера.

2) Стадия удовлетворения потребностей. Сопровождается чувством удовольствия.

Биологическая функция эмоций – эмоциональные оущщения удерживают процесс формирвоания и удовлетворения потребностей в рамках.


Похожая информация.


Рассматривая проблему эмоций с биологической точки зрения, П.К. Анохин подчеркивает, что эмоции охватывают весь организм и придают состоянию человека определенное биологическое качество. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто предшествуя определению локализации воздействия и конкретному механизму ответной реакции организма. Именно благодаря эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия, и руководствуется самым древним и универсальным критерием всего живого - стремлением выжить; это и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма.

Он рассматривает эмоциональные состояния "как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира". При этом он опирается на теорию эволюции Ч. Дарвина. Согласно ей сохраняются только полезные приспособления. Исходя из этого эмоциональные состояния, не только удерживающиеся в процессе эволюции, но и развившиеся до определенной планки, не могли бы сохраниться и закрепиться наследственностью, если бы они были хоть немножко вредны или бесполезны для жизни. При этом Анохин утверждает, что вопрос сводится лишь к тому, в чем, собственно, состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций в осуществлении функций организма. Анохин, отвечая на этот вопрос, утверждает, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.

Суть биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата. Этой эмоцией закрепляется правильность и полноценность, как самого действия, так и приспособительных действий, которые использовались для достижения результата.

Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П. К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.

Активационная теория Д. Линдсли

В своей теории Линдсли заменил широкое понятие организмического возбуждения, которое было предложено Даффи, на понятие активации.

Активация - "нейронное возбуждение ретикулярной формации ствола мозга с сопутствующими изменениями электроэнцефалографических показателей коры".

Толкование эмоций Линдсли предполагает существование предшествующего эмоционального стимула, который может быть внешним условным, либо внутренним безусловным. Эти стимулы порождают импульсы, которые в свою очередь активизируют ствол мозга, дальше импульсы посылаются к таламусу и к коре больших полушарий. "Гипотетический активизирующий механизм" преобразует все эти импульсы в поведение, которое характеризуется "эмоциональным возбуждением".

Согласно представлениям П. Мак-Лина, в формировании мотивационно-эмоциональных состояний играют роль два круга: амигдалярный и септальный . Первый связан с пищевыми и защитными реакциями, второй - преимущественно с половыми.

Подкорковые эмоциогенные структуры оказывают активирующее влияние на кору головного мозга. Она же, в свою очередь, на основании оценки сигналов из внешней и внутренней среды определяет формирование эмоционально окрашенных целостных поведенческих актов.

У человека и животных существует функциональная, межполушарная асимметрия . Специализация больших полушарий головного мозга проявляется и в эмоциональной сфере. Более эмоциогенным является правое полушарие, играющее преимущественную роль на ранних этапах овладения навыками. У человека положительные эмоции связаны в основном с левым полушарием, отрицательные - с правым. Соответственно различается и оценка афферентации от периферических рецепторов: различные психосоматические проявления чаще связаны с левой половиной тела. Левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, правая - положительные эмоции. Эти различия проявляются уже у новорожденных, в частности в асимметрии мимики при вкусовом восприятии сладкого и горького.

Трудности в определении локализации эмоциогенных структур мозга у животных были в значительной степени преодолены после открытия в 1954 г. Дж. Олдсом и П. Милнером феномена внутримозгового самораздражения . Крыса получала возможность, нажимая на педаль, замыкать цепь тока и таким образом стимулировать через вживленные в мозг электроды различные его отделы. Высокий уровень положительного подкрепления в тех случаях, когда электрод находился в положительной эмоциогенной структуре ("зоны награды", "центры удовольствия", "система поощрения"), приводил к выработке инструментального условного рефлекса в течение нескольких минут.

"Зоны награды" созревают очень рано и уже в первые дни после рождения включаются в регуляцию поведения. Системы отрицательного подкрепления ("зоны наказания") также готовы к функционированию на самых ранних этапах постнатальной жизни. Если электрод вживлен в "зону наказания", животное, замкнув один раз цепь тока, в дальнейшем избегает нажимов на педаль.

Таким образом, по стремлению животного к максимизации или минимизации электростимулирования данной "точки" можно отнести ее к системам положительного или отрицательного подкрепления.

Гипоталамическая теория Э. Гельгорна

Активационная функция эмоций отмечается многими авторами. Э. Гельгорн (1948) считает, например, что ускорение и усиление реакций, поддерживающих индивидуальное и видовое существование живых систем, представляет одну из самых ярких черт эмоционального реагирования. Она состоит в том, что при возникновении эмоций происходит активация нервных центров, осуществляемая неспецифическими структурами ствола мозга и передаваемая неспецифическими путями возбуждения (Линдсли, 1960; Арнольд, 1967). Согласно «активационным» теориям, эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы и ее отдельных подструктур. Активация нервной системы и, прежде всего, ее вегетативного отдела приводит к изменениям во внутренних органах и организма в целом, приводя либо к мобилизации энергоресурсов, либо к их демобилизации. Отсюда можно говорить о мобилизационной функции эмоций.

Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма, так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, т. к. создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр.

Концепция Арнольда

Концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил «мы боимся, потому что мы дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают. В классификации эмоций М. Арнолд делит эмоции на положительные и отрицательные, критерием этого деления является тенденция (возможность) к действию по сближению/ удалению с объектом.

Информационная теория эмоций П. В. Симонова, является уточнением биологической теории эмоций П. К. Анохина. Основной смысл информационной теории эмоций П. В. Симонова, в отличие от биологической теории эмоций П.

К. Анохина в том, что необходимо знать не только достижимость или не достижимость результата, но еще и его вероятность.П. В. Симонов считает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется, по П. В. Симонову, силой потребности и величиной дефицита прагматической информации, необходимой для достижения цели. Это представлено им в виде «формулы эмоций»: Э = f [П, (Ин – Ис), ...], где Э - эмоция; П - сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) - оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин - информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис - информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени.Из этой формулы следует, что эмоция возникает только при наличии потребности. Нет потребности, нет и эмоции.В нормальной ситуации человек ориентирует свое поведение на сигналы высоковероятных событий. Благодаря этому его поведение в большинстве случаев бывает адекватным и ведет к достижению цели. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмоций. Однако в неясных ситуациях, когда человек не располагает точными сведениями для того, чтобы организовать свое поведение по удовлетворению потребности, нужна другая тактика реагирования на сигналы. Отрицательные эмоции, как пишет Симонов, и возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, что в жизни бывает чаще всего. Например, эмоция страха и тревога развиваются при недостатке сведений, необходимых для защиты. Достоинством своей теории и основанной на ней «формулы эмоций» Симонов считает то, что она «категорически противоречит взгляду на положительные эмоции, как на удовлетворенную потребность», потому что в равенстве Э = - П (Ин - Ис) эмоция окажется равной нулю при исчезновении потребности. Положительная эмоция возникнет только в том случае, если поступившая информация превысит имевшийся ранее прогноз относительно вероятности достижения цели - удовлетворения потребности.

В рамках Биологической теории эмоций П. К. Анохина эмоции рассматриваются как биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животных.Возникновение потребностей приводит, по П. К. Анохину, к возникновению отрицательных эмоций, которые играют мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом. Когда обратная связь подтвердит, что достигнут запрограммированный результат, т. е. что потребность удовлетворена, возникает положительная эмоция. Она выступает как конечный подкрепляющий фактор. Закрепляясь в памяти, она в будущем участвует в мотивационном процессе, влияя на принятие решения о выборе способа удовлетворения потребности. Если же полученный результат не согласуется с программой, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску других, более успешных способов достижения цели.Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели.

Еще по теме 21.Информационная теория Симонова. Биологическая теория эмоций Анохина.:

  1. Теория удовлетворения информационных нужд и потребностей аудитории
  2. 1.2. Семантический анализ терминов «теория» и «теория государства и права»
  3. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения и теория поэтапного формирования умственных действий.
  4. Заренков Николай Алексеевич. Семиотическая теория биологической жизни. - М.: КомКнига,2007. - 224 с., 2007
  5. Вопрос №20. Эмоции как направляющий механизм и основа целенаправленного поведения. Понятие, значение, типы эмоций. Вегетативный компонент эмоций. Опасность перехода отрицательных эмоций в застойную форму.