Роль финала в евгений онегин. Произошло ли духовное единение главных героев «Евгения Онегина» в финале романа? Несколько интересных сочинений

Этот своеобразный конец «без конца», еще более нетрадиционный, для жанра романа, чем была нетрадиционна для драматического произведения концовка «Бориса Годунова», немало смущал не только критик ков, но даже и ближайших литературных друзей Пушкина. Поскольку «роман в стихах» не был доведен до привычных, так сказать, «естественных» фабульных границ-герой «жив и не женат», - многие друзья поэта убеждали его продолжить, свое произведение (см. относящиеся к 1835 году наброски стихотворных ответов Пушкина на эти предложения). Правда, сейчас мы знаем, что Пушкин и сам начал было, по-видимому, сразу же после того, как окончил свой роман, той же болдинской осенью 1830 года, продолжать его: стал набрасывать знаменитую «десятую главу»; но вынужден был сжечь написанное ввиду его резкой политической неблагонадежности. Однако мы не знаем ни того, наг сколько твердо было в Пушкине его намерение продолжить роман, ни как далеко продвинул он осуществление этого намерения. Однако самым ярким примером этого рода является финал «Евгения Онегина»:

* Она ушла. Стоит Евгений,

* Как будто громом поражен.

* В какую бурю ощущений

* Теперь он сердцем погружен!

* Но шпор внезапный звон раздался,

* И муж Татьяны показался,

* И здесь героя моего,

* В минуту, злую для него,

* Читатель, мы теперь оставим,

* Надолго… навсегда….

Что же касается незавершенности в романс судьбы главного его героя,- то, как мы могли только что убедиться, это вполне в духе многих и многих пушкинских финалов; Вместе- с тем. именно’ эта незавершенность дала поэту возможность наложить последний и исключительный по своей идейно-художественной весомости и выразительности штрих на тот образ-тип «лишнего человека», который был впервые явлением в лице Онегина. Это превосходно понял’ Белинский, который’ и в этом отношении сумел: подойти к пушкинскому роману отнюдь не с традиционных позиций:«Что же это такое? Где же роман? Какая его мысль?’ И что за роман без конца?» спрашивал критик и тут же отвечал: «Мы думаем, что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки, существования без цели, существа неопределенные, никому не понятные, даже самим себе…» И дальше: «Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? - Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтобы не захотеть больше ничего знать…»

О том, что роман Пушкина в его настоящем виде представляет собой вполне целостное и художественно законченное произведение, нагляднее всего свидетельствует его композиционная структура. Подобно тому как большинство современников Пушкина не почувствовало замечательной композиционной организованности «Бориса Годунова», многие из них

И в «Евгении Онегине»- были склонны видеть не целостный художественный организм - «не органическое существо, которого части необходимы одна для другой» (отзыв критика «Московского телеграфа» о седьмой главе «Евгения Онегина»), а почти случайную смесь, механический конгломерат разрозненных картинок из жизни дворянского общества и лирических рассуждений и раздумий поэта. В’ связи с этим один из критиков даже прямо замечал, что стихотворный роман Пушкина может и продолжаться до бесконечности, и закончиться на любой главе.

На самом деле мы видели, что уже к началу работы Пушкина над «Евгением Онегиным» в его творческом сознании сложился «пространный» «план целого произведения». И мы можем с уверенностью сказать, что в течение всего очень длительного периода работы Пушкина над романом план этот, меняясь - и порой меняясь весьма существенно - в деталях его разработки, в основных своих очертаниях оставался неизменным.

В роман Пушкина, посвященный изображению жизни русского общества в ее развитии, из самой этой развивающейся жизни приливал весьма обильный и разнообразный-«пестрый» - материал, который заранее далеко не во всем мог быть предусмотрен автором. Но никогда поэт не отдавался пассивно наплыву жизненных впечатлений, не плыл по течению привносимого нового материала, а, как зрелый мастер, свободно владел и распоряжался им, охватывал его своей «творческой мыслью», подчинял его как своему основному художественному замыслу, так и той «форме плана» - продуманному композиционному чертежу, - в котором этот замысел, опять-таки с самого начала работы над ним, ему предносился.

Что это было именно так, подтверждается той четкостью архитектурного рисунка, стройностью композиционных линий, соразмерностью частей, тем гармоническим соответствием начала и конца произведения, которые, как мы уже знаем, составляют черты пушкинских композиций, которые и в «Евгении Онегине», конечно, не могли возникнуть случайно и независимо от творческой воли автора, так сказать, сами собой.

Основные образы романа, при всей индивидуальной жизненности каждого из них, носят столь обобщенный, типизированный характер, что это позволяет Пушкину построить фабулу своего произведения, воссоздающего широчайшую картину пушкинской современности, на отношениях между собою всего лишь четырех лиц - двух молодых людей и двух юных девушек. Остальные, лица, входящие в роман в качестве не бытового фона, а его - в той или иной степени - участников (их тоже очень немного: мать и няня Татьяны, Зарецкий, генерал - муж Татьяны), имеют чисто эпизодическое значение.

Столь же характерен для общественно-исторической действительности, воссозданной в романе Пушкина, образ Татьяны. Финальная формула, которая определяет ее жизненный путь - быть «век верной» своему супружескому долгу, - несомненно, руководила и женами декабристов, последовавшими за своими мужьями на каторгу в Сибирь. Более всеобщий характер носит образ заурядной во всех отношениях Ольги. Включение в роман этого образа, несомненно, продиктовано не только стремлением к указанной фабульной симметрии.

Величайший роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» поражает своей глубиной и неоднозначностью. На мой взгляд, после прочтения данного произведения у каждого останется в душе именно то, что читатель хотел бы извлечь и понять для себя сам. Поэтому для кого-то Онегин – это жестокий и предатель, который погубил молодого и ни в чем не повинного поэта. А для кого-то Евгений будет сам несчастным молодым человеком, который окончательно запутался в своих отношениях, стремлениях и целях жизни. Кому-то будет жалко главного героя, кто-то же наоборот будет убежден в том, что он получил по заслугам.

Заключительная часть данного романа построена очень непредсказуемо. Прежде всего свадьба Татьяны и знатного князя. Несмотря на то, что чувство Татьяны никак не угасло к Евгению, она прекрасно понимает, что вместе им никогда не быть, ведь он довольно жестоко, но и великодушно, отверг ее чистую, невинную и страстную любовь. Поэтому по настоянию матери и по сути против своей воли, молодая девушка все же соглашается на очень удачный брак. Она не любит своего мужа, но безмерно его уважает и никогда не пойдет против его воли.

Однако, судьба довольно иронично через несколько лет сводит снова двух неудавшихся любовников – Татьяну и Евгения. По всему видно, что девушка обрела покой и стабильную семейную жизнь. И вот как только у нее все стало более менее налаживаться, появляется давняя любовь всей ее жизни – Евгений.

Внешне Татьяна остается холодной и сдержанной с молодым человеком. Не сомневаюсь, что это стоило ей огромных душевных и физических сил. Но девушка до конца остается сдержанной и никак не демонстрирует своего расположения или хотя бы просто заинтересованность Онегиным. И вот здесь такое поведение пробуждает в Евгении давно забытые чувства. Он начинает осознавать для себя, что несмотря на все любит Татьяну и хотел бы быть с ней. Для этого осознания, однако, ему понадобилось слишком много времени. Онегин пишет страстное письмо с признанием в любви девушке, умоляет ее бросить мужа и быть с ним.

Удивительно, что как только Татьяна стала холодна, безразлична и недоступна, так и в Онегине пробудились чувства к ней. Получается, что молодому человеку были интересны только те девушки, которых можно охарактеризовать, как «запретный плод сладок».

И здесь Татьяна проявляет себя, как верная и благородная жена. Она даже не отвечает на письма Онегина, чтобы еще раз не скомпрометировать своего высокого положения в обществе. Евгений Онегин не может так жить и сам приезжает к Татьяне. Он застал ее за прочтением его любовного письма в расстроенных чувствах.

Молодой человек бросается ей в ноги и умоляет все и всех бросить и уехать с ним. Татьяна честно признается, что все еще любит Евгения, и его предложение – это то, о чем она мечтала всю жизнь, и оно вполне бы могло осуществиться несколько лет назад. Но теперь это совершенно невозможно, она замужем за другим человеком и готова быть верна только ему до конца своих дней. На этом Татьяна удаляется и появляется ее муж. Евгений Онегин же пребывает в полном шоке. Возможно, впервые в жизни ему отказала девушка. Получается, что Татьяна и Евгений как бы поменялись местами. Раньше Евгений мог с такой легкостью отказать в чувствах любой красавице. А здесь его также бросила сама Татьяна. На мой взгляд, идейный смысл заключается именно в том, чтобы Онегин осознал и понял, как больно он делал своим поклонницам, которые любили его на «своей шкуре». Все те эмоции, которые он сеял вокруг себя, теперь также вернулись к ним.

Творчество Некрасова совпало с расцветом отечественной фольклористики. Поэт часто бывал в русских избах, на практике изучил простонародный язык, речь солдат, крестьян. Она стала его речью. Народные образы в его произведениях не сводятся к простому заимствованию, Некрасов использовал фольклор свободно, переосмыслял его, творчески подчиняя собственным художественным задачам, своему стилю. Поэма «Мороз, Красный нос» написана профессиональным писателем, и в ней есть пласт литературной и традиционно‑поэтической лексики, но тема ее – сфера народной, крестьянской жизни, и пласт народно&

Життєвий шлях видатного українського філософа Григорія Савича Сковороди є прикладом гуманізму і самопожертви. За своє подвижницьке життя мандрівний філософ сходив багато доріг. Він ішов до людей, щоб навчити їх бути щасливими. Творчий шлях великого мислителя розпочався в той час, коли в Російській імперії занепадав феодальний лад. Йому на зміну приходив новий, капіталістичний, що ніс із собою посилення розвитку національної культури і в той же час нові форми приборкання національних рухів уря­дом. Г. С. Сковорода був у числі видатних особистостей свого часу, які віддали свій голос на захис

Подлинный герой эпохи, перед которым "преклоняется" автор романа "Что делать?", - это Рахметов, революционер с его "пламенной любовью к добру и свободе". Образ Рахметова и вся та чистая, возвышенная атмосфера уважения и признания, которой он окружен, с несомненностью свидетельствуют, что стержневая тема романа не в изображении любви и новых семейных отношений "обыкновенных порядочных людей", а в прославлении революционной энергии и подвига "особенного человека" - Рахметова. С образом Рахметова прежде всего соотнесено название романа "Что делать?". "Рахметов выведен, - говорит автор, -

Моя бабушка живёт в Рязани. Этот город находится недалеко от нас, поэтому я уже не раз бывал у бабушки в гостях. Каждый раз, когда я приезжаю к ней в гости, я гуляю с бабушкой по городу. Часто мы приходим в рязанский Кремль. Он, конечно, меньше, чем московский, но тоже очень интересный. Там находится музей, где можно увидеть раз­ные старинные вещи. Бабушка живёт в своём одноэтажном до­мике на окраине Рязани. Этот домик очень красивый, с резными ставнями на окнах, на крыше красная черепица. Когда я в гостях у бабушки, у меня сра­зу появляется много нужных дел: необходимо встретиться со своими

Творчество Пастернака(1890 -1960)Формирование творческой личности Б. Пастернака - поэта, переводчика, прозаика происходило под влиянием живописи, музыки, философии. Сын художника Леонида Осиповича Пастернака и известной пианистки Розалии Кауфман, он с детских лет любил рисовать, профессионально занимался музыкой, мечтал о композиторской деятельности, написал три фортепьянных пьесы. В юности Б. Пастернак увлекался философией, в 1913 году окончил философское отделение историке - филологического факультета Московского университета. И хотя ни живопись, ни музыка, ни философия не стали в конечном и

Сейчас смотрят: {module Новые сочинения:}

Этот своеобразный конец «без конца», еще более нетрадиционный, для жанра романа, чем была нетрадиционна для драматического произведения концовка «Бориса Годунова», немало смущал не только критик ков, но даже и ближайших литературных друзей Пушкина. Поскольку «роман в стихах» не был доведен до привычных, так сказать, «естественных» фабульных границ-герой «жив и не женат», - многие друзья поэта убеждали его продолжить, свое произведение (см. относящиеся к 1835 году наброски стихотворных ответов Пушкина на эти предложения). Правда, сейчас мы знаем, что Пушкин и сам начал было, по-видимому, сразу же после того, как окончил свой роман, той же болдинской осенью 1830 года, продолжать его: стал набрасывать знаменитую «десятую главу»; но вынужден был сжечь написанное ввиду его резкой политической неблагонадежности. Однако мы не знаем ни того, наг сколько твердо было в Пушкине его намерение продолжить роман, ни как далеко продвинул он осуществление этого намерения. Однако самым ярким примером этого рода является финал «Евгения Онегина»:

* Она ушла. Стоит Евгений,
* Как будто громом поражен.
* В какую бурю ощущений
* Теперь он сердцем погружен!
* Но шпор внезапный звон раздался,
* И муж Татьяны показался,
* И здесь героя моего,
* В минуту, злую для него,
* Читатель, мы теперь оставим,
* Надолго… навсегда….

Что же касается незавершенности в романс судьбы главного его героя,- то, как мы могли только что убедиться, это вполне в духе многих и многих пушкинских финалов; Вместе- с тем. именно’ эта незавершенность дала поэту возможность наложить последний и исключительный по своей идейно-художественной весомости и выразительности штрих на тот образ-тип «лишнего человека», который был впервые явлением в лице Онегина. Это превосходно понял’ Белинский, который’ и в этом отношении сумел: подойти к пушкинскому роману отнюдь не с традиционных позиций:

«Что же это такое? Где же роман? Какая его мысль?’ И что за роман без конца?» спрашивал критик и тут же отвечал: «Мы думаем, что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки, существования без цели, существа неопределенные, никому не понятные, даже самим себе…» И дальше: «Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? - Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтобы не захотеть больше ничего знать…»

О том, что роман Пушкина в его настоящем виде представляет собой вполне целостное и художественно законченное произведение, нагляднее всего свидетельствует его композиционная структура. Подобно тому как большинство современников Пушкина не почувствовало замечательной композиционной организованности «Бориса Годунова», многие из них и в «Евгении Онегине»- были склонны видеть не целостный художественный организм - «не органическое существо, которого части необходимы одна для другой» (отзыв критика «Московского телеграфа» о седьмой главе «Евгения Онегина»), а почти случайную смесь, механический конгломерат разрозненных картинок из жизни дворянского общества и лирических рассуждений и раздумий поэта. В’ связи с этим один из критиков даже прямо замечал, что стихотворный роман Пушкина может и продолжаться до бесконечности, и закончиться на любой главе.

На самом деле мы видели, что уже к началу работы Пушкина над «Евгением Онегиным» в его творческом сознании сложился «пространный» «план целого произведения». И мы можем с уверенностью сказать, что в течение всего очень длительного периода работы Пушкина над романом план этот, меняясь - и порой меняясь весьма существенно - в деталях его разработки, в основных своих очертаниях оставался неизменным.

В роман Пушкина, посвященный изображению жизни русского общества в ее развитии, из самой этой развивающейся жизни приливал весьма обильный и разнообразный-«пестрый» - материал, который заранее далеко не во всем мог быть предусмотрен автором. Но никогда поэт не отдавался пассивно наплыву жизненных впечатлений, не плыл по течению привносимого нового материала, а, как зрелый мастер, свободно владел и распоряжался им, охватывал его своей «творческой мыслью», подчинял его как своему основному художественному замыслу, так и той «форме плана» - продуманному композиционному чертежу, - в котором этот замысел, опять-таки с самого начала работы над ним, ему предносился.

Что это было именно так, подтверждается той четкостью архитектурного рисунка, стройностью композиционных линий, соразмерностью частей, тем гармоническим соответствием начала и конца произведения, которые, как мы уже знаем, составляют черты пушкинских композиций, которые и в «Евгении Онегине», конечно, не могли возникнуть случайно и независимо от творческой воли автора, так сказать, сами собой.

Основные образы романа, при всей индивидуальной жизненности каждого из них, носят столь обобщенный, типизированный характер, что это позволяет Пушкину построить фабулу своего произведения, воссоздающего широчайшую картину пушкинской современности, на отношениях между собою всего лишь четырех лиц - двух молодых людей и двух юных девушек. Остальные, лица, входящие в роман в качестве не бытового фона, а его - в той или иной степени - участников (их тоже очень немного: мать и няня Татьяны, Зарецкий, генерал - муж Татьяны), имеют чисто эпизодическое значение.

Столь же характерен для общественно-исторической действительности, воссозданной в романе Пушкина, образ Татьяны. Финальная формула, которая определяет ее жизненный путь - быть «век верной» своему супружескому долгу, - несомненно, руководила и женами декабристов, последовавшими за своими мужьями на каторгу в Сибирь. Более всеобщий характер носит образ заурядной во всех отношениях Ольги. Включение в роман этого образа, несомненно, продиктовано не только стремлением к указанной фабульной симметрии.

(По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

У романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Ев­гений Онегин» открытый финал. Как заметил прозаик двад­цатого века Владимир Владимирович Набоков: «С колен под­нимется Евгений — но удаляется поэт». Поэт удаляется, пре­доставляя читателю возможность и право самому осмыслить прочитанное. Чтобы ответить на вопрос, произошло ли духов­ное единение героев в финале романа, следует внимательно рассмотреть их отношения на протяжении всего произведения.

Первая встреча Евгения Онегина и Татьяны Лариной происходит тогда, когда они находятся на разных ступенях нравственного развития. Онегин имеет уже значительный жизненный опыт. Он всесторонне познал образ жизни пе­тербургского высшего света, стал «истинным гением» в «на­уке страсти нежной». Не найдя применения своим способ­ностям, «прямым Онегин Чильд-Гарольдом вдался в задум­чивую лень». Он разочаровался в жизни, в окружающих, в женщинах, да и в самом себе тоже. Именно в это время он знакомится с Татьяной.

Татьяна моложе Онегина, ей не довелось получить житей­ского опыта. Душа ее формировалась в условиях сельского уединения, общения с природой и усиленного чтения книг:

Ей рано нравились романы.

Они ей заменяли всё.

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Нет ничего удивительного в том, что юная девушка воспри­няла нового знакомого, находясь под впечатлением от прочи­танного, и он ей представился похожим на героев любимых романов. «Пора пришла — она влюбилась».

Онегин тоже сразу отметил необычность и своеобразие юной девушки. В разговоре с Ленским Евгений удивляется тому, что тот увлечен Ольгой. «Я выбрал бы другую, когда бы был, как ты, поэт», — говорит он Ленскому. Чувства Татьяны находят выражение в письме, которое она пишет Онегину. Это письмо по откровенности и силе чувств оказалось таким яр­ким, что, равнодушный ко всему, «получив посланье Тани, Онегин живо тронут был». Однако он не в силах разделить ее чувство. Когда между ними происходит объяснение, Онегин держится сухо и холодно. Он лишь предостерегает Татьяну от повторения в будущем таких опрометчивых поступков:

Не всякий вас, как я, поймет.

К беде неопытность ведет.

Татьяна глубоко переживает отповедь Онегина. Ее чувства к нему не проходят даже тогда, когда Евгений, из-за пустячной, спровоцированной им же самим ссоры, убивает на дуэли Лен­ского и надолго исчезает из поля зрения девушки.

А тем временем ее духовное развитие продолжается. В раз­луке с Онегиным она постоянно думает о нем и пытается по­нять суть его натуры. После посещения дома Онегина и зна­комства с его библиотекой, где книги хранили «отметки быс­трые ногтей», Татьяна лучше начинает представлять себе характер Онегина и задается вопросом: «Уж не пародия ли он?»

Когда спустя годы герои встречаются вновь, это происхо­дит в петербургском высшем свете. Татьяна стала княгиней, женой видного генерала, в ее доме бывают самые знатные представители общества. Онегин поначалу не верит своим глазам:

Ужель та самая Татьяна,

Которой он наедине,

В начале нашего романа,

В глухой, далекой стороне,

В благом пылу нравоученья,

Читал когда-то наставленья…

Зеркальная композиция романа меняет местами героев. Теперь Онегин оказывается в положении пылкого влюбленно-

го, а Татьяна стала совсем не похожей на прежнюю робкую девочку:

И что ей душу ни смутило,

Как сильно ни была она Удивлена, поражена,

Но ей ничто не изменило:

В ней сохранился тот же тон…

Как изменилася Татьяна!

Как твердо в роль свою вошла!..

Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал?..

Онегин пишет письмо Татьяне. Он раскаивается в том, что прежде отвергал ее любовь:

Свою постылую свободу Я потерять не захотел…

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

И так же, как ранее Татьяна писала ему: «Судьбу мою отны­не я тебе вручаю», — так Онегин теперь признаётся:

Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе.

В финале романа происходит последнее объяснение Оне­гина с Татьяной. В нем первая роль принадлежит ей, а не ему:

Онегин, помните ль тот час,

Когда в саду, в аллее нас

Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я?

Сегодня очередь моя.

Татьяна ведет разговор с позиций своего нравственного кодекса. Конечно, в ее отповеди Онегину есть и слова, в кото­рых выражается прежняя обида, и даже едкое предположение

о том, что его внимание к ней имеет целью «соблазнительную честь» добиться победы над великосветской дамой. Но главное состоит в другом. Для Татьяны превыше всего ее супружеский долг и незапятнанная честь. Она отдает должное тому, что Оне­гин в тот страшный для нее час поступил благородно — и на­деется встретить то же благородство с его стороны в тепереш­ней ситуации:

Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом? -

спрашивает она, а позже сама заявляет.

НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ ФИНАЛ РОМАНА А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

«Следовать за мыслями великого человека
есть наука самая занимательная»

А.С.Пушкин

Загадка «незаконченности» романа «Евгений Онегин» два века волнует многие поколения читателей. Почему Пушкин оборвал роман на высокой ноте?
Поиск ответа на этот вопрос пушкинисты тесно связывают с общепринятой хронологией романа, которая указывает, что события в романе охватывают период от зимы 1819-1820 годов по весну 1825 года.
Действительно, предложенная авторитетным пушкиноведом, автором двухтомной «Истории русской общественной мысли» Ивановым-Разумником еще в 1916 году версия о встрече Онегина с Татьяной в столице осенью 1824 года и о последней их встрече весной 1825 года уже сто лет весьма популярна и безраздельно господствует в учебной и научной литературе.
Она дает основания пушкиноведам и читателям полагать, что Онегин мог примкнуть к восстанию декабристов в конце 1825 года, а Татьяна затем могла добровольно поехать вслед за осужденным Онегиным в сибирскую ссылку, подобно многим женам декабристов.
Такое окончание романа хотелось бы увидеть и многим романтически настроенным читателям, вместо предложенного Пушкиным открытого финала, прерванного на самом интересном месте без развязки любовного треугольника.
Вернемся к последнему свиданию героев. Татьяна произносит слова о любви к Онегину и … роман заканчивается.

«…………... Но судьба моя
Уж решена…………………..

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!
Но шпор незапный звон раздался,
И муж Татьянин показался,
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго... навсегда.

Чем же обоснована общепринятая версия о том, что события романа завершаются весной 1825 года? Иванов-Разумник опирался на обнаруженное им свидетельство одного из современников поэта о том, что Пушкин планировал встречу Онегина с княгиней Татьяной в столице именно на осень 1824 года. (После именин Татьяны и дуэли с Ленским в январе 1821 года Онегин три года путешествовал).
Эта мысль так понравилась Иванову-Разумнику, а за ним и всем другим известным комментаторам романа (Н.Бродский, Ю.Лотман, В. Набоков), что многие противоречащие ей пушкинские строки были объявлены анахронизмами.
Так, они не посчитали убедительными слова Ленского о приглашении Онегина на именины Татьяны «в субботу», поскольку только в календаре 1824 года день именин Татьяны, 12 января, приходится на субботу.

.…………… «Когда-нибудь
Заедем к ним; ты их обяжешь;
А то, мой друг, суди ты сам:
Два раза заглянул, а там
Уж к ним и носу не покажешь.
Да вот... какой же я болван!
Ты к ним на той неделе зван!».
«Я?» – Да, Татьяны именины
В субботу. Оленька и мать
Велели звать, и нет причины
Тебе на зов не приезжать.

Было проигнорировано и то обстоятельство, что Татьяна не могла на балу осенью 1824 года «с послом испанским» говорить, поскольку Россия восстановила прерванные ранее дипломатические отношения с Испанией только в 1825 году. Онегин, как хорошо помнят читатели,

……. возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.

Встретив там «родню и друга своего», Онегин задал ему вопрос:

«Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?»

Кстати, почему поэт не мог заменить отсутствующего в Петербурге испанского посла каким-то другим (французским, турецким, немецким, английским) никто из комментаторов объяснить не может. Очевидно, что беседа Татьяны с послом французским выглядела бы гораздо естественнее, учитывая, что ранее свое любовное послание Онегину Татьяна писала
по-французски.

Игнорируется пушкиноведами и тот факт, что ряд других событий, описанных в восьмой главе, явно относится ко времени царствования Николая I, коронованного только в 1826 году.
Пушкин в примечаниях к роману однозначно указал на то, что «время в романе расчислено по календарю», а, по мнению вышеназванных комментаторов романа, получается, что поэт легкомысленно и безответственно путает события времен Александра I, умершего в 1825 году, и следующего царя Николая I. А это были существенно разные исторические периоды, разделенные восстанием декабристов. (Подчеркнем, что у нас нет никаких оснований полагать, что Пушкин использовал анахронизм как сознательный прием).

При этом вся приписываемая Пушкину путаница с событиями разных лет не мешает этим комментаторам называть роман «Евгений Онегин» первым реалистическим романом и, вслед за Белинским, – «историческим романом» и «энциклопедией русской жизни».
Удивительная живучесть указанной общепринятой версии хронологии романа заслуживает подробного рассмотрения, как и загадка внезапного окончания романа. Разве не был поэту очевиден шквал недовольства публики «романом без конца», как утверждал Белинский?

Мы считаем вполне пригодной для реконструкции первоначального пушкинского замысла окончания романа обоснованную версию Иванова-Разумника о том, что Пушкин планировал встречу Онегина с Татьяной в столице на раннюю осень 1824 года. Более того, мы полагаем, что их последняя встреча должна была состояться 7 ноября 1824 года. В этот день в Петербурге произошло катастрофическое наводнение.
Разрушительный ураган и поднявшиеся на 4,1 метра ледяные воды Невы, затопившие Зимний дворец до второго этажа и особняки знати в этом же районе города, позволяли главным героям романа в экстремальных обстоятельствах проявить все свои лучшие духовные и нравственные силы, ярко продемонстрировать в полной мере важнейшие черты характера.
И, конечно же, Пушкин не мог обойти вниманием это грандиозное стихийное бедствие, самое разрушительное в истории города. (Предыдущее наводнение с тяжелыми последствиями имело место полвека назад, в 1777 году, когда вода поднялась на 3,2 м).
В письме 1833 года Пушкин отмечал, что наводнение 1824 года он, к сожалению, «прогулял». Но поэт не оставлял желания отразить его в своем творчестве. Читателям хорошо известны строчки из поэмы «Медный всадник»:
Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье...
Об ней, друзья мои, для вас
Начну свое повествованье.
Печален будет мой рассказ.

Поэтому, по нашему мнению, указанная версия окончания романа именно 7 ноября 1824 года, видимо, постоянно присутствовала в планах поэта. Подобно «чеховскому ружью», она появилась у Пушкина при публикации первой главы в 1825 году, когда «даль свободного романа» он «еще не ясно различал», с тем чтобы «выстрелить» в конце романа эффектным драматическим окончанием.

Нетрудно представить, что произошло бы в доме генерала 7 ноября 1824 года, когда после разговора с Онегиным Татьяна ушла и «муж Татьяны показался».
«Спасибо тебе, дорогой друг! – сказал бы генерал Онегину, – ты так своевременно приехал! Из Адмиралтейства пришло сообщение, что к городу приближается сильный ураган и возможно катастрофическое наводнение. Я срочно отбываю в воинскую часть и прошу тебя остаться здесь и при необходимости обеспечить безопасность Татьяны. Слуги, как видишь, разбежались». И генерал уехал по делам службы.
Онегин вспомнил, что был удивлен тем, что при входе в дом вышколенная прислуга почему-то ему не встретилась, и он без труда прошел во внутренние покои дома:

Нет ни одной души в прихожей.
Он в залу; дальше: никого.
Дверь отворил он ………

Княгиня перед ним, одна,
Сидит, не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает

И он понял, что слуги помчались на набережную Невы наблюдать за угрожающим подъемом воды.

Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...

Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.

Но через некоторое время Нева вышла из берегов, и началось затопление города.

Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,

Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело – воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,

К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.

Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.

Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.
Увы! всё гибнет: кров и пища!

Современные читатели, неоднократно видевшие в фильмах - катастрофах поведение героев во время стихийных бедствий, могут без труда вообразить, как Онегин, рискуя жизнью, героическими усилиями, проявляя мужество, смелость, отвагу, бесстрашие, самопожертвование, спасал Татьяну от неминуемой гибели при затоплении первого, а затем и второго этажа генеральского дома ледяной водой, хлынувшей через разбитые плотами и лодками окна….

Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу…………….
……………………………
Вода сбыла………………

После спада воды Татьяна получила сообщение о том, что ее муж героически погиб вместе с отрядом своих гусар, спасая лошадей от наводнения.
Вот таким мог быть яркий драматический финал, достойный первого реалистического романа!

Почему же Пушкин отказался от подобного окончания романа? Почему «чеховское ружье» провисело на стене кабинета Пушкина 9 лет и «выстрелило» только в поэме «Медный всадник» в 1833 году уже после публикации полной версии романа «Евгений Онегин»? (Кстати, напомним, что герой «Медного всадника» Евгений прилагает героические усилия, чтобы спасти свою невесту от наводнения).
По свидетельству современников поэта, в процессе работы над романом Пушкин пришел к убеждению, что «Онегин Татьяны не достоин». И поэтому указанный выразительный, драматический финал романа оказался невостребованным.

«Интересная версия, – скажет вдумчивый читатель, – но для нее нужны веские доказательства». И он будет вполне прав.
Ранее (в главе 21) /1/ на основе анализа окончательного текста романа нами четко показано, что после трехлетнего путешествия Онегин приехал в столицу только осенью 1827 года, встретился на балу с замужней княгиней Татьяной, влюбился в нее, провел зиму в своем кабинете за чтением книг, а весной 1828 года снова встретился с Татьяной в ее доме.
Приводим доказательства того, что Пушкин без серьезных изменений текста романа первоначально мог планировать время приезда Онегина в столицу на раннюю осень 1824 года.
Действительно, в черновиках романа указано, что Ленский приглашает Онегина на именины Татьяны «в четверг», вместо «субботы» в окончательном тексте:

В четверг ты зван.

Пушкин четко указывает таким образом, что именины Татьяны приходятся на 12 января 1822 года! Тогда дуэль Онегина с Ленским состоялась бы 14 января. Весной Онегин покидает деревню, летом
Ольга выходит замуж за улана, а Татьяна читает книги в кабинете Онегина.
В феврале 1823 года Татьяна едет в Москву на ярмарку невест, осенью 1823 года выходит замуж и встречается с Онегиным на балу осенью 1824 года
после двухлетнего путешествия Онегина.
Правда, в этом случае генерал должен сообщить Онегину, что он женат
на Татьяне около года. В сентябре – октябре 1824 года происходят события, описанные в восьмой главе: вспыхнувшая у Онегина любовь к Татьяне, преследование ее, безответные любовные послания. Уединение Онегина в своем кабинете и чтение книг «без разбора» должно быть ограничено несколькими неделями. Это вполне естественно, поскольку Онегин «издавна чтенье разлюбил».

Как женщин, он оставил книги,
И полку, с пыльной их семьей,
Задернул траурной тафтой.

Следует дополнительно отметить, что указанный в романе четырехлетний период сельской жизни Онегина (от лета 1820 года по весну-лето 1824 года) легко сокращается до двух лет, поскольку никаких событий за последние два года не происходит.
И поэтому утром 7 ноября 1824 года Онегин вполне мог «примчаться к своей Татьяне».

Отказ Пушкина от яркого драматического финала, по нашему мнению, не означает, что роман «Евгений Онегин» оставлен автором без достойного
художественного завершения. Как показано нами ранее /1/, Онегин морально наказан за свою гордыню, предательство, убийство юного друга, зло, причиняемое им окружающим, за бесцельную и бесплодную жизнь. Более того, за время путешествия его имение, очевидно, пришло в упадок, обанкротилось. Подобно старухе из «Сказки о рыбаке и рыбке», он оказался «у разбитого корыта». А княгиня Татьяна вполне счастлива в семейной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1 Рожинский Ю.И. Загадки романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». –
Харьков. Издательство «Финарт», 2014. ISBN 978-966-8766-80-0
2 Иванов-Разумник Р.В. «Евгений Онегин». – Соч.т.5., Пг., 1916, с.48-113
3 Пушкин А.С. Медный всадник. Изд-во «НАУКА»., Л-д., 1978