Профессиональной деформацией личности специалиста называется изменение. Профессиональная деформация

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого

Факультет Психологии

Дисциплина «Основы профориентологии»


РЕФЕРАТ

на тему

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ


Выполнила:

студентка 3 курса группы «А»

факультета Психологии

Петрова Светлана Юрьевна

Проверил:

Заенчик Владимир Михайлович,

к.п.н., профессор



Введение

Глава 1.Личность и профессия

Глава 2.Факторы, способствующие профессиональной деформации

Глава 3.Уровни профессиональной деформации. Профессиональная реабилитация

Глава 4.Феномен психического выгорания

Список литературы


Введение


Труд - это способ достижения физического и морального здоровья, средство индивидуального преуспевания, источник неограниченного самоудовлетворения и самосовершенствования. То есть, труд положительно влияет на психику человека.

Однако, многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Условия и характер труда в некоторых видах трудовой деятельности (особенно в профессиях «человек - человек») оказывают травмирующее влияние на психику. Неизбежны периоды стабилизации. Появляется профессиональная усталость, возникают психологические барьеры, обедняется репертуар способов выполнения деятельности, утрачиваются профессиональные умения и навыки, снижается работоспособность.

Можно констатировать: многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов. То есть, на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деформаций.


Глава 1. Личность и профессия


Проблема влияния профессии на личность периодически возникает в фокусе внимания исследователей. В трудах многих выдающихся психологов достаточно полно исследованы психологические вопросы о связи категории деятельности и личности.

Анализ литературы показывает, что профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определенный склад мышления и стиль общения.

Общее образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют профессиональный потенциал развития специалиста. Реализация потенциала зависит от многих факторов.

Реальные сценарии жизни отличаются большим разнообразием. В зависимости от соотношения темпов различных видов развития А.А. Бодаев выделяет следующие сценарии развития взрослого человека.

1.Индивидное развитие значительно опережает личностное и профессиональное. Такое соотношение отражает слабовыраженное развитие человека как личности и как работника. Отсутствуют интересы, склонности и способности к какой-либо деятельности, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности.

2.Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружающей среде, людям, предметам материальной и духовной культуры, привязанности к семье и др. Физическое здоровье, профессиональные достижения находятся на втором плане.

. Профессиональное развитие доминирует над двумя другими «ипостасями» человека. Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погруженность в работу - особенности так называемых трудоголиков.

.Относительное соответствие темпов индивидного, личностного и профессионального развития. Эта оптимальное соотношение, обусловливающее реализацию, «выполнение» человеком себя.

Когда человек попадает в пространство трудовой деятельности, он непосредственно сталкивается с новыми для него условиями. Возникает объективная необходимость адаптации, в результате которой происходит усвоение норм и ценностей среды, а также и ее преобразование. В результате взаимодействия личности и профессии происходит активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, которое приводит к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии, а также личностному и профессиональному развитию.

Но, следуя объективным законам развития как такового, необходимо отметить, что результатом любого развития являются как позитивные, так и негативные последствия. Генезис человеческой личности в профессиональной деятельности может быть рассмотрен и как развитие, обогащение, и как умаление, деградация, деформированное существование. С одной стороны личность совершенствуется в данном виде деятельности, приобретает определенные умения и навыки и т.д., с другой стороны, возникают различные негативные явления, которые объединяются в понятии профессиональной деформации.


Глава 2. Факторы, способствующие профессиональной деформации


Профессиональные деформации - это негативное социально-психическое явление, предстающее в виде разнообразных личностных поведенческих проявлений, оказывающих деструктивное влияние на процесс и результат профессиональной деятельности, на взаимодействие с другими участниками этого процесса.

Профессия может постепенно существенно изменить характер человека. Вместе с тем, выбор профессии изначально связан с задатками и установками личности. Поэтому когда у людей определенной профессии заметны какие-то общие черты характера, их специфика может быть обусловлена не только вторичным влиянием профессиональной роли, но и тем, что ее выбирают люди, исходно обладающие определенными склонностями.

Очень важно получить ответ на следующий вопрос: каким образом возникает профессиональная деформация? Применительно к онтогенезу известны основные пути: созревание, обучение, творчество самого субъекта. В этом случае созреванию будет соответствовать стихийное развитие профессиональной деформации, являясь по существу продолжением индивидуального развития. Аналогом обучения выступит направленное психологическое воздействие различных людей в целях воспроизводства уже известных и требуемых в служебной деятельности качеств и свойств. Творческая активность субъекта психического развития в аспекте профессиональной деформации проявляется в сознании новых образцов психологического опыта, которые способствуют развитию деформации личности. Формирование новых аспектов психического опыта - процесс противоречивый, он ведет не только к прогрессу в психическом развитии, но и к утрате некоторых позитивных и возникновению негативных возможностей. Личность вырабатывает вполне конкретный образ действия, идею, логику поведения. Но в том и состоит проблема, что в процессе действия, деятельности, труда есть своя логика, неподвластная ни воображению ни сознанию. Скорректированный замысел личности воплощается в нечто отличное от первоначального, а поведение - порой в корне отличное от общепринятого.

Развитию профессиональных деформаций способствует (Климов Б.С.):

1.Изменение мотивации трудовой деятельности.

2.Возникающие стереотипы мышления, поведения и деятельности.

.Эмоциональная напряженность профессионального труда (появляется: раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.)

.Монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда.

.Утрата перспектив профессионального роста.

.Снижение уровня интеллекта специалиста

.Различные акцентуации характера личности, вплетающиеся в ткань индивидуального стиля деятельности.

.Возрастные изменения, связанные со старением:

а) Социальное старение:

·Перестраивается мотивация;

·Слабеют интеллектуальные процессы;

·Изменяется эмоциональная сфера;

·Возникают дезадаптационные формы поведения и др.

б)Нравственно-этическое старение:

·Навязчивое морализование;

·Скептическое отношение к молодежной субкультуре;

·Противопоставление настоящего прошлому;

·Преувеличение заслуг своего поколения и др.

в)Профессиональное старение:

·Невосприятие нововведений;

·Ценность опыта своего поколения;

·Трудности освоения новых средств труда;

·Снижении е темпа профессиональных функций и др.


Глава 3. Уровни профессиональной деформации


Профессиональная реабилитация

Уже усвоенная технология как бы сама заставляет человека строго определенным образом относиться к самым разным ситуациям в жизни, к себе, другим людям, к миру и бытию вообще. Освоенные профессиональные и просто жизненные технологические способности совершенно однозначно диктуют личности выбор именно определенных действенных мотивов поведения. Мы любим делать только то, что умеем. Интериоризированные технологии деятельности формируют и наше преобразовательное отношение к миру.

Владея определенной технологией своего труда, профессионал начинает считать ее единственно возможной и верной. Он готов, зарабатывая деньги, вечно воспроизводить уже привычные способы работы, привлекать только привычные средства и процедуры.

Любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций личности. Наиболее уязвимы социономические профессии типа «человек- человек». Характер, степень выраженности профессиональных деформаций зависят от характера, содержания деятельности, престижа профессии, стажа работы и индивидуально-психологических особенностей личности.

Среди работников социальной сферы, правоохранительных органов, врачей, учителей, менеджеров часто встречаются следующие деформации: авторитарность, агрессивность, консерватизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер, эмоциональная индифферентность.

Различают 4 уровня профессиональной деформации

Уровни деформацииПроявление деформаций1. Общепрофессиональный (делает работников одной профессии узнаваемым, похожими) Инвариантные особенности личности: · У педагогов - синдром «назидательности» (стремление поучать, воспитывать); · У юристов - синдром «асоциального восприятия» (каждый человек воспринимается потенциальным нарушителем); · У руководителей - синдром «вседозволенности» (нарушение профессиональных и этических норм)1. Специальный профессиональный Каждая специальность имеет свой состав деформаций: · У прокурора - обвинительность; · У следователя - правовая назидательность; · У адвоката - правовая изворотливость; · У терапевта - угрожающие диагнозы; · У хирурга - циничность.2. Профессионально-типологический (особенности темперамента, способностей, характера)Складываются профессионально-личностные комплексы: а) деформации профессиональной направленности: · Искажение мотивации деятельности, · Перестройка ценностных ориентаций, · Пессимизм, · Скептическое отношение к нововведениям; б) деформации на основе каких-либо способностей: · Например, интеллектуальных, коммуникативных - возникает комплекс превосходства, самолюбования и др.; в) деформация на основе черт характера: · Например, властолюбие, доминантность и др. порождает равнодушие и др.3. Индивидуализированный (особенности работника)В результате сращивания личности с профессионально важными качествами развиваются сверхкачества или акцентуации: · Сверхответственность; · Гиперактивность; · Трудовой фанатизм.

Следствием всех этих деформаций являются:

·Психологическая напряженность, конфликты, кризисы;

·Снижение продуктивности профессиональной деятельности личности;

·Неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

С увеличением стажа работы начинает сказываться синдром «эмоционального сгорания», что приводит к появлению эмоционального истощения, усталости и тревожности. Происходит деформация эмоциональной сферы личности. Психологический дискомфорт провоцирует болезни и снижает удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Таким образом, профессиональная деятельность способствует образованию деформаций - качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Профессиональная деформация личности - это разновидность профзаболеваний, они неизбежны, но одних она приводит к потере квалификации, других - к равнодушию, третьих - к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же - к поиску средств профессиональной реабилитации.

Каковы возможные пути профессиональной реабилитации? Назовем основные из них:

повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентностй;

диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;

прохождение тренингов личностного и профессионального роста;

рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;

профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;

овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;

повышение квалификации и переход в новую квалификационную категорию или на новую должность.


Глава 4. Феномен психического выгорания

профессиональная деформация личность психический

Одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является Бойко В. В. По его мнению эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, определяется органическими причинами - свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоции, психосоматическими нарушениями.

Эмоциональное выгорание В. В. Бойко определяет как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия.

Для него выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Само по себе выгорание, таким образом, В. В. Бойко считает конструктивным, а дисфункциональными - его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности.

В отличие от профессиональной деформации, психическое выгорание можно отнести к случаю полного регресса профессионально развития (разрушается личность в целом, отрицательно влияя на эффективность трудовой деятельности).

Психическое выгорание - это синдром, включающий следующие группы симптомов:

1.Эмоциональные: чувство эмоциональной опустошенности; неопределенное чувство беспокойства и тревоги; чувство разочарования; снижение уровня энтузиазма; раздражительность; обидчивость; равнодушие; бессилие и т.д.

2.Психосоматические: повышенная утомляемость; чувство истощения; частые головные боли; расстройства желудочно-кишечного тракта; отсутствие аппетита и переедание, что ведет к избытку или недостатку веса; нарушение сна, бессонница и т.д.

.Нарушение познавательных процессов деятельности: трудности с концентрацией внимания; жесткость и ригидность в мышлении; сконцентрированность на деталях; неспособность принимать решения и т.д.

.Неприятие профессиональной деятельности: неприязнь к работе; мысли о смене работы, профессии и т.д.

.Нарушение социальных связей: растущее избегание контактов с людьми; дистанцирование от клиентов и коллег; стремление к уединению; осуждение клиента, циничное отношение к нему и т.д.

Выгорание и неудовлетворенность работой оказывают влияние на семейные отношения - возрастает количество семейных конфликтов.

Психическое выгорание чаще наблюдается у работников, работающих с людьми и оказывающих им помощь (бесчувственность, негуманное отношение к клиенту, приходящим на лечение, для получения социальных услуг).

·Напряженные отношения между клиентом и работником. Профессионал, имея дело с людскими проблемами отрицательным эмоциональным зарядом, принимает его на себя;

·Высокий уровень притязаний работника. Считая работу высокозначимой, испытывая неудачи с достижении целей и чувствуя свою неспособность внести весомый вклад, - выгорает. Работа, которая была смыслом жизни для индивида, вызывает у него разочарование.

·Неправильная организация работы: большой объем, рутинность, суженная область контактов с клиентами, отсутствие самостоятельности в работе и др.

Выгорание как самостоятельный компонент не сводится к стрессам, утомлению, депрессиям.

Существенное влияние оказывают индивидуальные особенности личности:

·Пассивная тактика сопротивления;

·Внешний «локус контроля»;

·Низкая степень личностной выносливости;

·Агрессивность;

·Тревожность.

Так О.Лаврова подчеркивала следующее:

1.Синдром эмоционального выгорания - это психофизиологическое и умственное истощение, вызванное межличностным общение и перегрузками профработы.

2.Выгорание затрагивает все сферы развития личности, оказывая разрушительное воздействие.

.Синдром протекает индивидуально для каждого специалиста в зависимости от особенностей его личности и профессиональной деятельности.

.Синдром развивается постадиально, начиная с зависимости от работы и заканчивая экзистенциональной пустотой.

.Так как выгорание деформирует всю личность специалиста, то методы, предупреждающие его, должны затрагивать все сферы развития личности.

Наличие психологического выгорания заставляет людей искать различные способы его преодоления.

Существует немало способов предотвращения выгорания, отметим лишь следующие:

1.Стремление к личностному росту.

2.Расширение кругозора по проблеме, т.е. информированность; создание новых проектов.

.Культивирование других интересов, не связанных с профессией; чтение литературы для своего удовольствия.

.Четкое разделение личной жизни и профессиональной деятельности.

.Расширение своих социальных контактов; наличие друзей других профессий.

.Рационализация своей профессиональной деятельности; участие в семинарах и конференциях.

.Хобби, доставляющие удовольствие.

Методы восстановления психического здоровья весьма широки. Выбор их определяется индивидуальными особенностями работника.

Наиболее доступными являются следующие.

Аутотренинг . Его основу составляет прием погружения и релаксационное состояние и самовнушение, за счет чего происходит овладение навыками произвольного вызывания ощущения тепла, тяжести, покоя, расслабления. В результате нормализируются и активизируются основные психофизиологические процессы.

Релаксация. Это произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабления, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.

Медитация. Это интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и процесс, достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание.

Необходимо соблюдать четыре условия.

1.Спокойное погружение, т.е. отсутствие внешних стимулов.

2.Удобная поза, т.к. мышечное напряжение может мешать процессу.

.Наличие объекта концентрации.

.Пассивная установка, т.е. человек позволяет возникнуть медитативному процессу, вместо того чтобы контролировать его.

Библиотерапия. Воздействие на человека путем специально подобранной литературы в целях нормализации либо оптимизации его психики. Это позволяет: а) путем эмоциональных переживаний их содержания обогатить свой внутренний мир, понять его сложность и уникальность;

б) понять и принять внутренний мир окружающих людей;

в) стимулировать процессы удовольствия, покоя, снятия напряженности.


Резюме


Профессия может существенным образом менять характер человека, приводя как в положительным, так и отрицательным последствиям. Трудность борьбы с профессиональной деформацией заключается в том, что она, как правило, не осознается работником и ее проявления обнаруживаются другими людьми.

Занимаясь трудовой деятельностью, надо знать и представлять:

·возможные последствия этого феномена;

·к своим недостаткам относиться более объективно, стараясь их компенсировать;

·новое место работы определять с учетом своего прошлого профессионального опыта и личностных качеств.


Список литературы


1.Безносов С.П. Профессиональная деформация. СПб: Речь,2004. - 272с.

2.Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации. Москва: Академический проект: Фонд «Мир», 2007. - 333с.

Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие /4-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Академический проект: Фонд «Мир», 2006. - 336 с.

Зеер Э.Ф. Психологические факторы профессиональной деформации. www.elitarium.ru

Повойский В.П. Сборник научных трудов «Профессиональная деформация и проблемы профессионализма». 2001, №2/ www.psymanager.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Профессия юриста предъявляет повышенные требования к психике, интеллекту, эмоционально-волевым качествам человека. В какой бы области правоприменительной деятельности он не занимался, его рабочий день нередко бывает насыщен разнообразными проблемными ситуациями, различного рода конфликтами, требующими принятия решений правового характера, что уже само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, избыточному раздражению, появлению стресса. Так, в ходе одного исследования выяснилось, что больше половины опрошенных прокурорских работников под воздействием перегрузок в работе постоянно испытывают отрицательные психические состояния, усталость, апатию, растерянность. Многие из них переживают повышенную тревожность, ощущают малозначительность, ненадежность своего социального, профессионального положения. Практически половина из них жалуется на раздражительность, головную боль, нарушения сна. Все это объясняет достаточно широкую распространенность среди работников правоохранительных органов различных психосоматических расстройств и заболеваний, возникающих под воздействием отрицательных эмоций и состояний.

Профессиональные деформации личности детерминируются многими факторами - объективными и субъективными. К объективным можно отнести: содержание профессиональной деятельности и общения; условия выполнения профессиональных обязанностей; факторы, связанные с социальной макросредой (например, социально-экономические условия жизнедеятельности, повышенная юридическая регламентация труда, многосторонний социальный контроль со стороны государственных и общественных органов, частный конфликтный характер взаимодействий работника с гражданами).

К объективно-субъективным факторам относятся система и организация профессиональной деятельности, качество управления, стиль управления и профессионализм руководителей.

К субъективным - онтогенетические изменения, возрастная динамика, индивидуально-психологические особенности, характер профессиональных взаимоотношений, кризисы профессионального становления личности, служебная необходимость идентифицировать себя с патологическим внутренним миром других людей для их лучшего понимания.

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов относятся:

  • 1. Детальная правовая регламентация деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;
  • 2. Наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками;
  • 3. Корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения от общества;
  • 4. Повышенная ответственность за результаты своей деятельности;
  • 5. Психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;
  • 6. Экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);
  • 7. Необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т.п.).

К факторам, отражающим особенности сотрудников органов правопорядка, относятся:

  • 1. Неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;
  • 2. Недостаточная профессиональная подготовленность;
  • 3. Специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);
  • 4. Профессиональный опыт;
  • 5. Профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);
  • 6. Особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;
  • 7. Изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).

К факторам социально-психологического характера относятся:

  • 1. Неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;
  • 2. Неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);
  • 3. Низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии 1 .
  • 4. Сущность профессиональной деформации юриста.

Для юридической деятельности особое значение имеют общепрофессиональные и специальные профессиональные деформации. Общепрофессиональные деформации типичны для работников определенной профессии. Это особенности личности и поведения, которые прослеживаются у большей части работников со стажем.

Специальные профессиональные деформации возникают в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей, и каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника - актуальная агрессивность, у адвоката - профессиональная изворотливость, у прокурора - обвинительность.

Общие для юридических профессий проявления профессиональной деформации:

  • 1. Правовой нигилизм. Нигилизм - это отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Правовой нигилизм юристов проявляется в неуважительном отношении к праву и подталкивает решать проблемы доверителя не на правовом уровне. Правовой нигилизм встречается и у представителей следующих юридических специальностей: адвокатов, следователей, оперативных работников и т.п.
  • 2. Эмоциональная холодность, цинизм, доходящий до безразличия к судьбе доверителя. Часто человек, вынужденный прибегнуть к помощи юристов (следователей, адвокатов и т.п.), находится в сложной жизненной ситуации и негативном эмоциональном состоянии. Он испытывает тревогу, страх, переживает депрессию, может быть перевозбужденным или, наоборот, заторможенным. Нередко обстоятельства, в которых находится доверитель, вызывают у него слезы. Сталкиваясь с человеческим горем, некоторые адвокаты остаются черствыми, не способными проявить простое человеческое сочувствие. В профессиональном общении это приводит к обезличиванию клиента, когда он воспринимается как объект воздействия, а его проблемы - как поломка, которую нужно устранить. В повседневном общении это может проявляться как эмоциональная холодность, снижение эмпатии в отношении к близким людям, родственникам.
  • 3. Снижение уровня культуры общения. Подобные проявления наблюдаются у адвокатов, специализирующихся на защите по уголовным делам, и юристов, имеющих дело с определенной категорией клиентов. В процессе бесед, переходя на язык, понятный клиенту, эти юристы усваивают уголовный жаргон и начинают использовать его в повседневном общении. С такими проявлениями деформации можно столкнуться и при общении со следователями, оперативниками, сотрудниками ИТУ. Это может сказаться и в общении с друзьями, родственниками.
  • 4. Формализм, стереотипный подход к решению профессиональных задач. Нередко работа по делам одних и тех же категорий (хулиганство, кражи, ДТП и т.д.) способствует тому, что у адвоката вырабатываются однотипные приемы и методы защиты, блокирующие способность творчески реагировать на появление новых обстоятельств, пропадает индивидуальный подход в работе с доверителями. В личностном общении это может выразиться в стремлении подвести любую жизненную ситуацию под некий стандарт и использовать формальный подход к семейным проблемам 1 .

В трудах, посвященных юридической психологии, особое внимание уделяется профессиональной деформации следователей и работников прокуратуры. Со стороны представителей иных профессий можно услышать, что юристы выглядят погруженными в себя, излишне подозрительными, критически настроенными, циничными, а также продолжают в повседневной жизни тщательно анализировать даже самые незначительные события, оценивают их и прогнозируют дальнейшее развитие.

В связи с тем, что в своей профессиональной деятельности следователь часто сталкивается с обманом, коварством, лицемерием, у него может выработаться повышенная критичность и излишняя бдительность. Одностороннее влияние негативного опыта порой приводит к тому, что он в значительной степени утрачивает веру в людей, готов подозревать всех и каждого в совершении неблаговидных действий, в любом упущении видит умысел, в каждом заподозренном -- преступника. Подозрительность -- один из наиболее опасных признаков профессиональной деформации следователя, ибо она приводит к тенденциозности, которая может отрицательно сказываться и на его работе.

К специфическим деформациям, присущим представителям адвокатской профессии, относятся следующие.

  • - Установка "всех жалко, всех обижают, всем надо помочь". Навязчивое консультирование, принимающее формы поучения, раздача советов окружающим может осложнять повседневное личностное общение.
  • - Завышенная самооценка, позиция "всегда прав". В силу особенностей профессии адвокат должен преуспевать в умении всегда выглядеть в лучшем свете. Без навыков самопрезентации трудно быть успешным в этой профессии, но порой это может принимать гипертрофированные формы: излишняя самоуверенность, изворотливость, неумение признавать свои ошибки.
  • - Противопоставление себя доверителям, позиция "клиент - мой враг". Неумение при заключении соглашения с доверителем четко обозначить круг профессиональных обязанностей адвоката, отсутствие навыка установления доверительных, но деловых отношений с клиентом, неумение провести четкую грань между профессиональным и личностным общением, стремление позднее ограничить круг решаемых правовых проблем клиента, с тем, чтобы он "не садился на голову", приводит к формированию установки "быть всегда настороже с клиентом", "держать ухо востро". Излишняя осторожность, подозрительность, стремление держать дистанцию не способствуют развитию и личных контактов.
  • - Понятие "эмоциональное выгорание" является близким по смыслу, но не тождественным понятию "профессиональная деформация". Чаще синдром эмоционального выгорания встречается у профессионалов, которые вынуждены в процессе выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Эмоциональное выгорание происходит в условиях сильных психических нагрузок и выражается в безразличии, эмоциональном истощении, изнеможении, развитии негативного отношения к своим коллегам и клиентам, в снижении самооценки. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления отрицательных эмоций без соответствующей разрядки. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Служба в ОВД относится к тем видам профессионального труда, условия и характер которых могут оказать травмирующее воздействие на психику (психическая напряженность труда, возможность получения физической травмы или гибели, большая ответственность). Во внешней среде деятельности можно рассмотреть следующие проявления профессиональной деформации работников органов правопорядка:

  • 1. Уверенность и самоуверенность в собственной непогрешимости при решении профессиональных задач, чрезмерное самомнение и завышенная самооценка;
  • 2. Наличие установки на "обвинительный уклон" по отношению к другим людям, чрезмерная подозрительность, грубые ошибки в восприятии и оценке других людей, их действий и поступков;
  • 3. Правовой ригоризм, представляющий собой выраженную установку на ужесточение наказания, применение к правонарушителю более жестких мер наказания безотносительно к особенностям его личности, к ситуации совершенного правонарушения;
  • 4. Стереотип закрытости, стремления к излишней секретности, приданию своей работе мнимой значительности, тенденция к сверх контролю;
  • 5. Перенос своей служебной роли, профессиональных навыков и установок во внеслужебные отношения;
  • 6. Усвоение элементов криминальной субкультуры (уголовного жаргона, норм поведения, обращения к другому человеку и т.д.) и их использование в своей деятельности;
  • 7. Упрощение делового общения, выражающееся в снижении культуры и этики общения с гражданами, обращения на "ты", применении выражений, оскорбительных для других людей, и т.п.;
  • 8. Наличие установки на применение только властных методов воздействия на правонарушителей и других граждан, пренебрежение методами психологического влияния, достижения согласия, разрешения конфликта на основе вербального воздействия и т.д.
  • 9. Педантичность, излишний формализм в работе и затягивание вопросов о принятии конкретных решений в рамках своей компетенции.

Во внутрисистемном управлении, в общении с руководителями и сослуживцами возможны следующие проявления профессиональной деформации:

  • 10. Потеря инициативы в работе, выражающаяся в ориентации только на исполнение приказов и распоряжений руководителей, вышестоящих звеньев управления и забвении своих личных должностных обязанностей и ответственности;
  • 11. Установка на приоритетность текущего процесса деятельности, выполнения текущих задач вне связи с достижением конечных результатов деятельности, имитация активной деятельности;
  • 12. Переоценка старых, привычных методов работы и недооценка необходимости внедрения новых методов деятельности, инноваций;
  • 13. Установка на совершение формализованных, документально оформленных профессиональных действий при недостаточном внимании к человеку;
  • 14. Профессиональный эгоизм (эгоцентризм), часто блокирующий эффективное взаимодействие работников различных служб органа правопорядка и снижающий результаты совместной деятельности.

Часто проявления профессиональной деформации являются следствием обращения работника к неадекватным защитным механизмам в своей деятельности: рационализации (объяснения своих незаконных действий интересами раскрытия и расследования преступления и т.п.); вымещения (например, словесного оскорбления задержанных и т.п.); замещения (например, достижение ложного ощущения своей профессиональной значимости за счет внешней атрибутики деятельности и т.п.); изоляции (сокращения контактов с другими людьми вне рамок своей правоохранительной системы, сужение коммуникативных связей) и др 1 .

Также наиболее типичными издержками юридической практики являются следующие:

  • - злоупотребление властью (служебным положением);
  • - погоня за процентом раскрываемости правонарушений. Ради процента не регистрируются все заявления о преступлениях, происходит их деление на "важные" и "неважные", поиск формальных поводов для прекращения дел "с согласия потерпевшего", "за малозначительностью" и т.п. Нередко в разряд "серьёзных" попадают такие дела, которые можно побыстрее "оформить" как раскрытые. Стремление схитрить, прежде чем начать работать по раскрытию правонарушения, постепенно становится второй натурой юриста;
  • - стремление сделать любой ценой карьеру, включая использование "обвинительного уклона". Желание подняться по служебной лестнице не путем упорного профессионального труда, а более облегченным, обходным путем толкает юриста к обвинению невиновных людей в правонарушениях с целью дать высокие показатели их раскрываемости. Вместо того, чтобы исходить из принципа "презумпции невиновности", закрепленном в Конституции, юрист проявляет поспешность, нарушает последовательность действий с целью обвинения подозреваемого в правонарушении. При этом разрешительный принцип "дозволено только то, что не запрещено законом", который характеризует деятельность государственных органов и их должностных лиц, переносится на граждан и их объединения;
  • - склонность к конъюнктуре, т.е. стремление идти в ногу со временем во что бы то ни стало. Проявляется в нарушении принципов законности из соображений "быть на уровне" требований времени. Напр., в условиях господства командно-административной системы привлекались к уголовной ответственности лица, не занимающиеся коммерческой деятельностью, но попавшие в кампанию борьбы с хозяйственными преступлениями;
  • - соображения корпоративной солидарности или слепой веры в служебный "мундир". Это выражается в безоглядной вере в действия коллег-юристов;
  • - вмешательство в рассмотрение юридических дел должностных лиц, наделенных властными полномочиями, но не имеющих к ним служебного отношения. Это находит проявление в телефонных звонках, личных переговорах и имеет отношение, как правило, к деятельности следователя или судьи.

Профессиональная деформация выражается в: неприкрытой недобросовестности при рассмотрении дела; плохом представлении о смысле своей работы; использовании устаревших стереотипных подходов к составлению рабочего плана и к его осуществлению; применении однотипных способов общения с клиентами без учета специфики дела и индивидуальности лица, нуждающегося в помощи юриста; сознательном нарушении закона, его обходе; некритическом отношении к выводам коллег-участников расследования дела; нарушении точного и скрупулезного соблюдения всех прав подследственного и подсудимого (отсутствие адвоката); игнорировании принципа презумпции невиновности, что является следствием чрезмерной самоуверенности, подозрительности и других отрицательных психологических качеств.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология труда, инженерная психология и эргономика »

Понятие профессиональной деформации личности



Введение

Нормальное профессиональное развитие

Понятие профессиональной деформации

Причины и виды профессиональной деформации личности

Заключение


Введение


Человек может состояться в своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу людям своей деятельностью. Однако нередко многолетнее (более 5 лет) выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости. В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни складывается не так. Ключом к разгадке может служить выбранная им специальность, которая, как говорят, иногда способна "калечить" человека, а также отсутствие карьерного роста и иные причины.

Специалисты утверждают, что зачастую так или иначе профессия накладывает отпечаток на личность человека, меняет его поведение в целом. Бывают случаи, когда особенности профессиональной деятельности не только не помогают человеку развиваться, но и способствуют деградации его как специалиста, изменяя характерные для данной профессии профессионально важные качества в противоположную сторону. Это способно приводить к малоэффективному и даже социально опасному исполнению профессиональных обязанностей.

.Нормальное профессиональное развитие


Образец нормы развития человека в профессиональной деятельности задан представлением о свойствах субъекта труда и модели желательных для общества особенностей его сознания как субъекта труда . Развитие личности и психики человека в период профессионализма подчиняется общим законам психологии развития, к которым можно отнести положение о детерминирующей роли выполняемой субъектом деятельности, В предметного и функционального содержания. Но, вместе с тем, сама деятельность и среда оказывают не прямое воздействие на личность субъекта и его психику, а опосредованное внутренними условиями субъекта (смысловой оценкой субъектом выполняемой деятельности, его способностями, состоянием здоровья, опытом) .

Нормальный труд - это труд безопасный и здоровый, свободный от внеэкономического принуждения, высокопродуктивный, качественный, осмысленный. Такой труд - основа для нормального профессионального развития личности его субъекта. Работник, занятый им, имеет возможность самореализации, проявляет свои лучшие качества и развивается всесторонне и гармонично. Идеал прогрессивного развития личности в труде предполагает, что человек осваивает все более сложные виды профессиональных задач, накапливает опыт, который остается востребованным обществом. Человек получает удовлетворение от процесса труда, его результата, он участвует в построении замысла труда, В реализации, в совершенствовании средств деятельности, в Производственных отношениях; он может гордиться собой, достигнутым социальным статусом, может реализовать идеалы, одобряемые обществом, ориентированные на гуманистические ценности. Он успешно преодолевает постоянно нарождающиеся противоречия развития и конфликты. И это прогрессивное развитие происходит постепенно, сменяясь регрессивным, когда начинают преобладать периоды декомпенсации (обусловленные возрастными изменениями и болезнями).

Полезно опираться также на некий эталон психического здоровья взрослого человека трудоспособного возраста, включающий следующие ориентиры: разумная независимость, уверенность в себе, способность к самоуправлению, высокая работоспособность, ответственность, надежность, настойчивость, умение договариваться с коллегами по работе, способность к сотрудничеству, способность подчиняться правилам работы, проявлять дружелюбие и любовь, терпимость к другим людям, выносливость к фрустрации потребностей, чувство юмора, умение отдыхать и расслабляться, организовывать досуг, находить хобби.

Не всякий вид труда содержит в себе в одинаковой мере истоки благотворного влияния на развитие его субъекта. Существующие виды профессионального труда часто актуализируют одни стороны психики, личности (и тем самым стимулируют их развитие), в то время как другие оказываются невостребованными и по общим законам биологии их функционирование снижается. Возникают предпосылки формирования предпочтительно развиваемых ущербных качеств субъекта труда, которые некоторые исследователи предлагают обозначать как профессионально обусловленные акцентуации личности. Они проявляются в разной степени и характерны большинства работников, вовлеченных в профессию и проработавших в ней длительное время.


.Понятие профессиональной деформации

профессиональный деформация личность

Выраженные изменения психических функций и личности под влиянием профессиональной деятельности называть профессиональными деформациями. В отличие от акцентуаций, профессиональные деформации оцениваются как вариант нежелательного негативного профессиональной развития.

Что же считать профессиональными деформациями личности в отличие от закономерных проявлений развития психических функций и личности в деятельности? Е. И. Рогов предлагает называть профессиональными деформациями личности такие ее изменения, которые возникают под влиянием выполняемой профессиональной деятельности и проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а также в возникновении жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям.

Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: "...Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности... Профессиональная деформация - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности" .

Так же можно рассматривать явления профессиональной деформации личности как адекватные, эффективные и потому прогрессивные в рамках профессиональной деятельности, выполняемой субъектом, но одновременно регрессивные, если иметь в виду жизнедеятельность человека в широком смысле, в социуме. Основанием для такого понимания может быть то, что, с одной стороны, профессиональные деформации личности детерминированы процессом труда, а с другой - имеют внутри субъектные предпосылки. Так, большинство психологов, изучавших проявления профессиональной деформации личности, считают эти феномены негативным вариантом развития личности, отмечая при этом, что они порождены приспособлением субъекта труда к профессиональной деятельности и в ее рамках полезны, но эти приспособления оказываются неадекватными в других, непрофессиональных, сферах жизнедеятельности. Негативная оценка профессиональных деформаций личности основана на том, что они якобы ведут к нарушению целостности личности, снижают ее адаптивность и устойчивость в целом в общественной жизни.

Возможно, профессиональная деформация личности с особой яркостью проявляется у тех людей, для которых выполняемая профессиональная роль непосильна, но они, имея повышенные амбиции, притязания на статус, успех, не отказываются от этой роли.

Сам термин «деформация» предполагает, что происходят изменения некой ранее сложившейся структуры, а не первоначальное формирование личности и ее особенностей в онтогенезе. То есть здесь обсуждаются феномены изменений сложившихся структурно-функциональных особенностей психики, личности, возникающих как следствие длительного профессионального функционирования. Другими словами, профессиональные деформации могут быть поняты как результат фиксации (сохранения) измененных под влиянием трудовой деятельности ранее сложившихся (в той части жизни, которая предшествовала освоению профессии и профессиональной деятельности) функциональных подвижных органов, средств организации поведения человека. Речь идет о деформации установок, динамических стереотипов, стратегий мышления и когнитивных схем, навыков, знаний и опыта, профессионально ориентированных смысловых структур профессионала. Но в таком широком понимании профессиональные деформации - явление естественное, нормальное, повсеместное и широко распространенное, а острота его проявлений зависит от глубины профессиональной специализации, от степени специфичности трудовых задач, используемых предметов, орудий и условий труда (у работников, находящихся по возрасту в первой половине периода зрелости). На эти, нормальные по сути явления, сопровождающие профессиональное развитие в его восходящей, прогрессивной линии, во втором периоде зрелости могут накладываться возрастные ограничения, усиливающие необходимость в избирательности форм активности, компенсаторных проявлениях и других описанных выше формах приспособительного поведения.

Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Частными случаями профессиональной деформации являются «административный восторг», «управленческая эрозия» и «синдром эмоционального выгорания».

.Причины и виды профессиональной деформации личности


1 Причины профессиональных деформаций


Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

Наряду с влиянием длительного осуществления особой профессиональной деятельности на своеобразие развития личности субъекта труда, которое проявляется у большинства вовлеченных в профессию людей (вариант общепрофессиональной деформации личности, психических функций), важную роль могут играть также и индивидуально-личностные особенности субъекта труда. Особое значение придается таким качествам индивидуальности, как: ригидность нервных процессов, склонность к формированию жестких стереотипов поведения, узость и сверхценность профессиональной мотивации, дефекты нравственного воспитания, относительно низкие интеллект, самокритичность, рефлексия.

У людей, склонных к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным, человек оказывается все более закрытым для нового знания. Мировоззрение такого человека ограничивается установками, ценностями и стереотипами круга профессии, становится также узко профессионально ориентированным.

Е. И. Рогов считает, что профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта труда, состоящими в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте.


2 Виды профессиональных деформаций


Существует несколько классификаций видов профессиональной деформации личности. Е.И. Рогов выделяет следующие деформации. 1.Общепрофессиональные деформации, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок, привычек, форм общения. Чем в большей степени специализированы предмет и средства труда, тем в большей мере проявляются дилетантизм новичка и профессиональная ограниченность погруженного только в профессию работника. Представители социономического типа профессий в гораздо большей степени воспринимают, различают и адекватно понимают особенности поведения отдельных людей по сравнению с профессионалами технономического типа. И даже в рамках одной профессии, например педагога, можно выделить типичных «руссистов», «физкультурников», «математиков»;

Типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности (так в среде педагогов выделяются педагоги-организаторы и педагоги-предметники, в зависимости от степени выраженности у них организаторских способностей, лидерских качеств, экстравертности);

Индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека. Профессия, вероятно, может создавать благоприятные условия для развития тех качеств личности, предпосылки которых имели место еще до начала профессионализации. Например, педагоги начальной школы в своей деятельности выступают в роли организатора, руководителя, наделенного властными полномочиями по отношению к маленьким детям, часто не способным защитить себя от несправедливого обвинения, агрессии. Среди педагогов начальной школы нередко встречаются люди, оставшиеся в этой профессии потому, что у них сильно выражена потребность власти, подавления, управления активностью других людей. Если эта потребность не уравновешивается гуманизмом, высоким уровнем культуры, самокритичностью и самоконтролем, такие педагоги оказываются яркими представителями профессиональной деформации личности.

Зеер Э.Ф. выделяет следующую классификацию уровней профессиональных деформации:

Общепрофессиональные деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).

Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность.

Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

а) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

б) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм).

в) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность).

Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и др. .


Проявления и последствия профессиональных деформаций


Проявления профессиональной деформации имеют место во внешней среде профессиональной деятельности, взаимодействии с объектом деятельности, во внутрисистемном общении, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, контактах с руководителем, а так же и в среде непрофессиональной деятельности, даже может проявиться в физическом облике.

Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.

Согласно выводам психологов, у менеджеров профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих управленцев проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию.

Профессия бухгалтера стала синонимом дотошности и занудства. Профессиональная деформация бухгалтеров проявляется в постоянном стремлении к порядку, четком планировании всего и вся, педантизме, нелюбви к переменам. В семейной жизни это выражается в тяге к поддержанию чистоты и порядка. Такая дотошность может иногда раздражать, зато семейный бюджет всегда будет в полном порядке.

Журналисты часто излишне любопытны. Также эта профессия подразумевает работу с огромным количеством информации, поэтому профессиональная деформация журналистов иногда выражается в поверхностности - они просто не привыкли "копать глубоко". Некоторые журналисты со стажем любят привлекать к себе внимание, много и долго рассказывать, а при общении "перетягивают одеяло на себя", не давая собеседнику и двух слов вставить.

Психолог - это своего рода "сапожник без сапог": он помогает другим, но часто не в силах помочь самому себе. Профессиональная деформация психологов может выражаться в стремлении копаться в чужих проблемах (чаще надуманных) и заваливать человека советами, или же в стремлении манипулировать другими людьми, ведь психолог лучше других знаком с механизмами манипуляции и часто пытается подтвердить теорию на практике.

Стоит отметить еще раз, что профессиональная деформация - это не всегда плохо. Многие полезные профессиональные качества можно и нужно использовать в повседневной жизни. Но с негативными проявлениями профессиональной деформации следует бороться.

А.К. Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, выделила следующие последствия профессиональных деформаций: отставание в профессиональном развитии по сравнению с возрастными социальными нормами (запоздалое профессиональное самоопределение, несоответствующий выбор профессии); несформированность профессиональной деятельности, необходимых нравственных представлений, недостаточный профессионализм и квалификация и др.; упрощенность профессиональной деятельности, мотивационная недостаточность, слабая удовлетворенность трудом; ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде; рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития; ослабление профессиональных данных (уменьшение профессиональных способностей, снижение работоспособности и т. д.); утрата трудовых и профессиональных умений и навыков, профессионализма и квалификации, временная потеря трудоспособности, резкое снижение эффективности труда и удовлетворенности трудом; отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, проявления деформации личности (эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми, деформация профессионального сознания и др.); прекращение профессионального развития из-за профессионального заболевания, длительной или постоянной нетрудоспособности. Эти и другие отклонения в профессиональном развитии приводят к депрофессионализации.


Заключение


Профессиональная деформация личности - изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Стоит отметить, что это довольно таки обширное явление, которое захватывает все стороны жизни и деятельности личности. Не всегда профессиональная деформация имеет исключительно отрицательно влияние, существуют и положительные стороны этого явления, которые можно и нужно использовать. В целях снижения негативного влияния профессии необходимо принимать ряд мер. В первую очередь это постоянный самоконтроль и соответствующая работа над собой, необходимо научиться разделять профессиональную сферу жизни и не профессиональную. Во-вторых, нивелировать влияние профессии может помочь профессиональная психологическая (при необходимости и психокоррекционная) помощь. Особенно важно проводить такую работу в организациях, где существуют особенные условия для профессиональных деформаций (например, правоохранительные органы).


Список использованных источников


1. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учебник/ Е.А. Климов. - М.: Юнити, 1998. - 350 с.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

Носкова, О.Г. Психология труда: учеб.пособие/ О.Г. Носкова, под ред. Е.А. Климова. - М.: Академия, 2004. - 384 с.

Пуховский, Н.Н. Терапия ментальных расстройств или другая психиатрия: учеб.пособие/ Н.Н. Пуховский. - М.: Акад. Проект, 2003. - 233 с.

Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала/ Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2003. - 336 с.

Зеер, Э.Ф. Психология профессий/ Э.Ф. Зеер. - М.: Акад. Проект, 2003. - 336 с.

Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 258 с.

Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития/ Э.Ф. Зеер. - М.: Акад. Проект, 2004. - 240 с.

Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 312 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

Наряду с влиянием длительного осуществления особой профессиональной деятельности на своеобразие развития личности субъекта труда, которое проявляется у большинства вовлеченных в профессию людей (вариант общепрофессиональной деформации личности, психических функций), важную роль могут играть также и индивидуально-личностные особенности субъекта труда. Особое значение придается таким качествам индивидуальности, как: ригидность нервных процессов, склонность к формированию жестких стереотипов поведения, узость и сверхценность профессиональной мотивации, дефекты нравственного воспитания, относительно низкие интеллект, самокритичность, рефлексия.

У людей, склонных к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным, человек оказывается все более закрытым для нового знания. Мировоззрение такого человека ограничивается установками, ценностями и стереотипами круга профессии, становится также узко профессионально ориентированным.

Е. И. Рогов считает, что профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта труда, состоящими в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте.

Виды профессиональных деформаций

Существует несколько классификаций видов профессиональной деформации личности. Е.И. Рогов выделяет следующие деформации. 1.Общепрофессиональные деформации, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок, привычек, форм общения. Чем в большей степени специализированы предмет и средства труда, тем в большей мере проявляются дилетантизм новичка и профессиональная ограниченность погруженного только в профессию работника. Представители социономического типа профессий в гораздо большей степени воспринимают, различают и адекватно понимают особенности поведения отдельных людей по сравнению с профессионалами технономического типа. И даже в рамках одной профессии, например педагога, можно выделить типичных «руссистов», «физкультурников», «математиков»;

2. Типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности (так в среде педагогов выделяются педагоги-организаторы и педагоги-предметники, в зависимости от степени выраженности у них организаторских способностей, лидерских качеств, экстравертности);

3. Индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека. Профессия, вероятно, может создавать благоприятные условия для развития тех качеств личности, предпосылки которых имели место еще до начала профессионализации. Например, педагоги начальной школы в своей деятельности выступают в роли организатора, руководителя, наделенного властными полномочиями по отношению к маленьким детям, часто не способным защитить себя от несправедливого обвинения, агрессии. Среди педагогов начальной школы нередко встречаются люди, оставшиеся в этой профессии потому, что у них сильно выражена потребность власти, подавления, управления активностью других людей. Если эта потребность не уравновешивается гуманизмом, высоким уровнем культуры, самокритичностью и самоконтролем, такие педагоги оказываются яркими представителями профессиональной деформации личности.

Зеер Э.Ф. выделяет следующую классификацию уровней профессиональных деформации:

1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).

2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность.

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

а) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

б) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм).

в) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность).

4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и др. .

4. Проявления и последствия профессиональных деформаций

Проявления профессиональной деформации имеют место во внешней среде профессиональной деятельности, взаимодействии с объектом деятельности, во внутрисистемном общении, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, контактах с руководителем, а так же и в среде непрофессиональной деятельности, даже может проявиться в физическом облике.

Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.

Согласно выводам психологов, у менеджеров профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих управленцев проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию.

Профессия бухгалтера стала синонимом дотошности и занудства. Профессиональная деформация бухгалтеров проявляется в постоянном стремлении к порядку, четком планировании всего и вся, педантизме, нелюбви к переменам. В семейной жизни это выражается в тяге к поддержанию чистоты и порядка. Такая дотошность может иногда раздражать, зато семейный бюджет всегда будет в полном порядке.

Журналисты часто излишне любопытны. Также эта профессия подразумевает работу с огромным количеством информации, поэтому профессиональная деформация журналистов иногда выражается в поверхностности - они просто не привыкли "копать глубоко". Некоторые журналисты со стажем любят привлекать к себе внимание, много и долго рассказывать, а при общении "перетягивают одеяло на себя", не давая собеседнику и двух слов вставить.

Психолог - это своего рода "сапожник без сапог": он помогает другим, но часто не в силах помочь самому себе. Профессиональная деформация психологов может выражаться в стремлении копаться в чужих проблемах (чаще надуманных) и заваливать человека советами, или же в стремлении манипулировать другими людьми, ведь психолог лучше других знаком с механизмами манипуляции и часто пытается подтвердить теорию на практике.

Стоит отметить еще раз, что профессиональная деформация - это не всегда плохо. Многие полезные профессиональные качества можно и нужно использовать в повседневной жизни. Но с негативными проявлениями профессиональной деформации следует бороться.

А.К. Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, выделила следующие последствия профессиональных деформаций: отставание в профессиональном развитии по сравнению с возрастными социальными нормами (запоздалое профессиональное самоопределение, несоответствующий выбор профессии); несформированность профессиональной деятельности, необходимых нравственных представлений, недостаточный профессионализм и квалификация и др.; упрощенность профессиональной деятельности, мотивационная недостаточность, слабая удовлетворенность трудом; ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде; рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития; ослабление профессиональных данных (уменьшение профессиональных способностей, снижение работоспособности и т. д.); утрата трудовых и профессиональных умений и навыков, профессионализма и квалификации, временная потеря трудоспособности, резкое снижение эффективности труда и удовлетворенности трудом; отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, проявления деформации личности (эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми, деформация профессионального сознания и др.); прекращение профессионального развития из-за профессионального заболевания, длительной или постоянной нетрудоспособности. Эти и другие отклонения в профессиональном развитии приводят к депрофессионализации.

Введение____________________________________________________3

1. Понятие личности и ее деформации___________________________ 5

2. Причины, вызывающие профессиональную деформацию сотрудников ОВД­­­­­__________________________________________________________11

3. Пути преодоления профессиональной деформации у сотрудников ОВД ______________________________________________________________ 19

Заключение__________________________________________________ 24

Список использованной литературы_____________________________ 26

Введение

Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки, в том числе психологов. Вопросом, занимающим особое место, является проблема профессиональной деформации специалиста, в данном случае - сотрудника правоохранительных структур.

Служебная деятельность в различных подразделениях ОВД имеет свои отличительные характеристики. Так, выполнение функциональных обязанностей сопряжено с повышенной ответственностью сотрудников за свои действия. Несение службы нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, характеризуется недостаточной определенностью ролевых функций, психическими и физическими перегрузками, необходимостью общаться с самым разнообразным контингентом граждан и требует от сотрудника решительных действий и способности пойти на риск. Эти специфичные особенности профессиональной деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики ее представителей и могут приводить к развитию у сотрудников милиции явления профессиональной деформации.

Следствием развития данного феномена могут быть такие поведенческие проявления сотрудников, которые влекут за собой нежелательные оценки окружающих и не совпадают с профессиональной этикой. В частности, статистические данные, свидетельствуют о том, что представителями подразделений милиции нередко совершались нарушения законности и служебной дисциплины. По официальным данным наблюдается увеличение количества сотрудников, привлеченных к дисциплинарной ответственности за должностные проступки. В числе оснований применения дисциплинарных взысканий за нарушения законности преобладают нарушения норм УПК РФ, в частности, необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел, отмечаются факты недобросовестное отношение к выполнению служебных обязанностей и невыход на службу без уважительных причин.

Статистка показывает и тенденцию роста количества таких нарушений дисциплины сотрудниками органов внутренних дел, как совершение проступка в состоянии алкогольного опьянения, утрата табельного оружия, служебных документов, спецсредств и имущества.

Прокуратурой РФ ежемесячно регистрируются сообщения о следующих фактах противоправной деятельности сотрудников: незаконном привлечении к административной ответственности, сокрытии преступления от учета, необоснованном применении спецсредств, употреблении спиртных напитков на службе, незаконном хранении оружия, словесном оскорблении задержанных, отступлении от процессуальных норм в целях преодоления трудностей, возникающих при расследовании преступлений и т.д.

В научной литературе подобные факты нередко относят к проявлениям профессиональной деформации. Среди этих проявлений называют не только противоправные действия сотрудников милиции и нарушения ими дисциплины, но и некоторые личностные изменения, такие как, например, развитие жестких профессиональных стереотипов и перенос профессиональной роли в сферу внеслужебных отношений. Развитие проявлений рассматриваемого феномена объясняют действием разнообразных причин, связанных не только со спецификой служебной деятельности, но и с недостаточным уровнем профессиональных умений и навыков, особенностями процесса социализации и другими факторами.

Повышение степени криминализации повседневных социально-экономических отношений, возрастание правового нигилизма, падение уровня нравственности граждан, к сожалению, в том числе и сотрудников органов внутренних дел, негативно воздействует на возможность реального восстановления должного правопорядка в стране. Изменения, которые происходят с работниками ОВД, требуют особого, более пристального внимания, поскольку эта работа предъявляет особые требования с точки зрения нравственности, психологической устойчивости. В связи с определенной спецификой деятельности сотрудников ОВД постоянно существует реальная опасность нежелательных изменений в системе нравственных ценностей, в их мировоззрении, психическом и физическом состоянии. Совокупность этих изменений принято называть профессиональной деформацией или дезадаптацией.

Профессионально нравственной деформации сотрудников ОВД и посвящена данная работа.

1. Понятие личности и ее деформации

Прежде чем рассматривать вопрос о деформации личности, следует остановиться на самом понятии личности.

Категория «личность» многоуровнева и многогранна. Это порождает невозможность разработки перечня рецептов, подходящих для разрешения всех противоречий личностного характера в каждой конкретной жизненной и профессиональной ситуации.

Каждый отдельный человек, индивид, является личностью того или иного уровня развития, сформированности. Мы часто говорим: «такой-то состоялся как личность или не совсем состоялся, или так и не состоялся как личность».

Как пишет Леонтьев А.Н.: «Понятие личности, так же как понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не «полипнтяк». Но личность представляет собой целостное образование особого рода, …личностью не родятся, личностью становятся».

Таким образом, под личность понимается индивид в его отношении к разным социальным системам, поэтому общественная сущность и социальные функции человека как личности являются главными критериями ее сформированности, представленности в индивиде. Реальной основой личности в этом смысле становится совокупность реализуемых ею многообразных видов деятельности и соответственно отношений к их разным сторонам.

Психологически грамотное решение профессиональных задач требует от сотрудника ОВД знаний о том, что он сам представляет из себя как личность и какого уровня развития личность предстает перед ним в качестве объекта его воздействия.

Индивида можно считать сформировавшейся личностью с тем большей вероятностью, чем шире его диапазон знаний о реальной действительности, выступающих как система научных понятий и закономерностях природы, общества, становления и развития человека. Очевидно, что широта кругозора личности обуславливается уровнем развития ее психических познавательных процессов (внимания, восприятия, мышления, воображения) и эмоционально-волевой сферы, способности к разумному управлению собой (воли), особенно в экстремальных ситуациях.

Способность к осознанию своего «Я», самоанализу и самооценке, - качественная характеристика психики человека как личности, носителя сознания. Естественно, что личность в человеке будет представлена тем ярче, чем больше развита эта способность. Если в контексте сказанного выше говорить о профессиональном самосознании сотрудника ОВД, т.е. уровне его личностно-профессионального развития, то это конкретизируется в его способности и желании ставить перед собой вопросы: «Кто Я в своей профессии, что мной движет в работе, в чем отличие тех отношений, в которые я вступаю с обществом и другими людьми в рамках своей профессии, от всех других отношений, других профессий?».

Известно, что становление и развитие личности зависит от природных и социальных факторов, степени вовлеченности человека в трудовую деятельность, уровня образования и воспитания. Если человек сознает необходимость целенаправленного развития собственности личности, то можно говорить о самовоспитании.

Самовоспитание личности можно определить как деятельность человека с целью изменить свою личность. Самовоспитание, как и воспитание, имеет социальную направленность и в разных общественных условиях может приобретать положительный или отрицательный смысл (например, в процессе самовоспитания могут формироваться негативные качества: лицемерие, высокомерие, подхалимство и т.п.).

Самосовершенствование личности – это сознательное воспитание в себе положительных, социально-ценимых качеств. Совершенствуя себя, стремясь к идеалу, человек приобретает новые возможности как для управления собой, так и для воздействия на окружающих. Поскольку жизнь не стоит на месте, достижение успехов личности в профессиональной деятельности немыслимо без напряженной работы по совершенствованию собственной личности. Как говорили православный духовник Серафим Саровский: «Спаси себя, и вокруг спасутся тысячи».

В настоящее время почти ни у кого не вызывает сомнения необходимость и очевидная польза умения человека самостоятельно управлять своим психическим состоянием, особенно в экстремальных ситуациях. Однако люди часто отвергают эту необходимость – или из-за трудностей в приобретении такого умения, или из-за лени. Это относится и к сотрудникам ОВД. Несмотря на то, что эмоциональная устойчивость сотрудников милиции в целом выше, чем у большинства людей, что обусловлено строгим медицинским и психическим профессиональным отбором, им следует самосовершенствовать себя как личности.

Восхождение по пути совершенства доступно каждому, и каждый человек должен понять, что топтаться на одном месте и не стремиться к самосовершенствованию – это преступление перед самим собой.

Совершенствование психологического потенциала сотрудников ОВД особенно важно сейчас, в условиях роста коррупции, разъедающей различные слои общества, циничного отношения и искажения ценностных ориентаций, сужения сферы потребностей до исключительно потребительского уровня, роста преступности. Работники ОВД обязаны обладать таким психологическим потенциалом, который способен противостоять их личностной и профессиональной деформации.

Кроме того, известно, что даже физически здоровый и тренированный человек, постоянно испытывающий эмоциональные перегрузки, может потерять контроль над своими чувствами, что ведет к потере энергии, сужению сознания, концентрации его исключительно на стрессоегенных факторах. В результате этого возможна полная дезорганизация поведения, способная ввергнуть человека в панику и привести к эмоциональному истощению. Чтобы избежать подобных срывов, необходимо выработать умение и навыки в любых ситуациях сохранять уравновешенность, «дисциплинированность чувств», самообладание. Этого можно достичь в процессе длительной и повседневной работы над собой в режиме психической саморегуляции.

Необходимость личностного саморазвития сотрудников органов внутренних дел не вызывает сомнения, поскольку только сильная личность способна противостоять многочисленным проблемам и трудностям, встречающимся в правоохранительной деятельности. К сожалению, часто приходится наблюдать определенный скептитизм и своего рода духовную лень в работе над собой, над «созданием своей личности», свободной от своего узкоэгоистического интереса, своего миропонимания как «абсолютного» критерия явлений жизни. Это приводит многих сотрудников ОВД, с одной стороны, к разрушению психики и, следовательно, потере физического здоровья, а с другой – ко всякого рода профессионально-нравственным деформациям.

Профессионально деформация происходит от латинского deformatio, что в переводе обозначает «искажение, обезображивание», имеет, несомненно, негативный оттенок.

Профессиональная деформация - явление, объективно сопутствующее развитию человека в его профессиональной деятельности, если он повседневно не работает над собой. В отличие от других профессий, где деформация одного сотрудника не «бросает тень» на его коллег и не нивелирует социальную ценность их труда, в деятельности сотрудника правоохранительных органов такое явление имеет более тяжкие последствия. Здесь ошибки одного персонифицируются в общественном сознании как недостаток (и) всех сотрудников, порождая соответствующий стереотип - «там все такие».

Специфика деятельности сотрудников правоохранительных структур содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность сотрудника и способствует кризису мотивационной сферы в профессии, снижению профессионально значимых целей и интересов, утрате удовлетворения службой, постоянному чувству физической усталости и эмоциональной опустошенности и, как следствие, росту числа психосоматических и соматических заболеваний. Результатом этого часто становится нарушение законности, служебной дисциплины, профессионально-этических норм. Это происходит при отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости, что приводит к развитию профессиональной деформации.

Следовательно, под профессиональной деформацией личности понимают процесс и результат негативных изменений личности под воздействием среды, в которой осуществляется ее жизнедеятельность, характеризующихся различной степенью или уровнем проявления и приводящих к неадекватному поведению и потере профессиональной компетенции.

Для рассмотрения данного явления применяются следующие характеристики: скорость, глубина, широта.

Виды деформации: собственно-профессиональная деформация, должностная деформация, депривационная деформация.

Скорость деформации индивидуальна для каждого человека и зависит от особенностей личности. Условно считается, что темпы деформации увеличиваются после пяти лет службы, более глубокая деформация – после десяти лет.

Глубина деформации характеризует негативные изменения от начальной стадии до проявления полного комплекса социально-профессиональной неадекватности личности.

Широта деформации показывает наличие негативных изменений во всех сферах личности: интеллектуальной, нравственной, эмоциональной и волевой.

Собственно-профессиональная деформация обусловлена непосредственным влиянием криминогенной среды. Она проявляется в следующем:

Использование в речи нецензурных выражений в общении с коллегами и осужденными;

Употребление жаргона и бранных слов-кличек;

Пренебрежительное, уничижительное, враждебное отношение к сослуживцам и осужденным;

Поведение, основанное на моральном и физическом унижении человеческого достоинства;

Утрата чувствительности к человеческому горю, нравственно-психологическим ранам.

Должностная деформация обусловлена тем, что сотрудники наделены властными полномочиями по отношению к объектам их воздействия. Должностная деформация проявляется в следующем:

Чувство неограниченности властных полномочий;

Стремление к подавлению воли, унижению достоинства другого человека;

Нетерпимость к мнению других и критике;

Отсутствие самокритики;

Чинопочитание, угодничество;

Отсутствие доброжелательных служебно-деловых отношений между различными службами и подразделениями.

Депривационная деформация выражается в замене неудовлетворенных потребностей другими, удовлетворение которых более доступно, как например, место духовных ценностей занимают материальные ценности или алкоголь.

В целом профессиональная деформация вызывает смещение процессов развития психических качеств сотрудника ОВД в сторону его профессиональной непригодности: искажение сферы интересов, возникновение чувства собственной непогрешимости из-за переоценки своих знаний и опыта, стереотипности мышления, обвинительный уклон, коррумпированность и т.д.

Поэтому первым и очень важным шагом по пути личностного саморазвития, включающего повышение культуры самосознания, является процесс самопознания сотрудником ОВД своей личности на основе знания психологических закономерностей и принципов, содержания и характеристик психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, состояний и свойств.

Как говорится, чтобы победить врага, нужно знать его в лицо. Поэтому теперь перейдем к изучению причин вызывающих профессиональную деформацию.