Понятие осложненного предложения. Дополнительная предикативность

В данной статье:

Простые предложения многообразны. Они могут быть осложнены. Механизмы осложнения различны, осложняющие компоненты имеют разную природу. Предложение может быть осложнено:

1) однородными членами,
2) обособлениями,
3) вводными словами и предложениями,
4) вставными конструкциями,обращениями.

Здесь рассматривается осложнение простого предложения однородными членами.

§1. Однородные члены предложения

Однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Примеры:

Я люблю мороженое.

Я люблю мороженое, шоколад, печенье, торты.

Смеющиеся девочки вбежали в комнату.

простое двусоставное распространённое предложение

Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.

простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами

Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства. Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно. Подробнее см.: Глава 10. Однородные члены предложения.

§3. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции

Вводные слова и предложения, и тем более вставные конструкции, - это осложняющие компоненты, грамматически не связанные с членами предложения и членами предложения не являющиеся. Они необходимы, потому что с их помощью говорящий может выразить широкий спектр значений: уверенность-неуверенность, различные чувства, эмоции, оценки, степень достоверности, возможности, уверенности, указать на источник информации, выстроить речь последовательно, активизировать внимание собеседника и т.д. Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции разнообразны. Важно узнавать их и не путать с омонимичными им членами предложения.

К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было.

к счастью - вводное слово, выделяется запятой

Посуда бьётся к счастью.

к счастью - дополнение, синтаксическая связь - управление: бьётся (к чему?) к счастью

§4. Обращение

Обращение - это слово или сочетание слов, называющее лицо или группу лиц, к которым адресована речь. Обращение не является членом предложения.

Сынок, слушай, я расскажу тебе сказку.

сынок - обращение

Уважаемая Анна Сергеевна, здравствуйте!

уважаемая Анна Сергеевна - обращение

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Я не люблю лимоны .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  2. Осложнённым или нет является предложение: Я не люблю лимоны, апельсины и грейпфруты .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  3. Осложнённым или нет является предложение: Я не люблю цитрусовые: лимоны, апельсины и грейпфруты .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  4. Осложнённым или нет является предложение: Приятно смотреть на розы, цветущие у крыльца. ?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  5. Осложнённым или нет является предложение: Приятно смотреть на цветущие у крыльца розы. ?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  6. Осложнённым или нет является предложение: К счастью, трамвай подошёл быстро .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  7. Осложнённым или нет является предложение: Без всякого сомнения, он должен быть капитаном команды. ?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  8. Осложнённым или нет является предложение: Анна Петровна, Вы будете завтра в школе?

    • осложнённое
    • неосложнённое

“Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами ”

1. Понятие об осложнении простого предложения

2. Понятие об однородных членах предложения

3. Способы выражения однородности в сочинительном ряду

4. Смысловые отношения между однородными членами и средства их выражения

5. Однородные и неоднородные определения

6. Обобщающие слова при однородных членах

7. Синтаксическая связь сказуемого с однородными подлежащими

1. По устоявшейся традиции в учебниках и учебных пособиях по синтаксису выделяется специальный раздел – учение о простом предложении, структура которого не просто распространена, а осложнена . Осложнение строя простого предложения происходит за счет специфических синтаксических форм и конструкций, имеющих свое значение, свое грамматическое оформление, ритмико-интонационную организацию и конструктивные особенности. К синтаксическим формам и конструкциям, осложняющим строй простого предложения относятся: 1) однородные члены предложения; 2) обособленные члены предложения; 3) вводные слова, сочетания слов и предложения; 4) вставные конструкции; 5) обращения .

2. Однородными называются члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию, объединяются друг с другом сочинительной связью и находятся в одинаковых синтаксических отношениях с одним и тем же членом предложения. Наука и труд добрые всходы дают (Посл.). Артисты не улетели , а продолжили выступления.

Однородные члены предложения синтаксически равноправны, произносятся ритмично, характеризуются интонацией перечисления (т.е. имеют одинаковое по силе ударение на каждом из членов однородного ряда, одинаковые паузы между однородными членами) и объединяются между собой при помощи сочинительных союзов или без их участия.

В предложениях однородные члены выражаются чаще всего одной частью речи, но иногда могут выражаться и разными частями речи. Холоден сентябрь, да сыт (Посл). Муравей невелик , а горы капает (Посл.). Я работал с легким сердцем , неторопливо (М.Г.).Подобная разнородность морфологического выражения объясняется тем, что тот или иной член предложения может иметь различные способы выражения; например сказуемое может быть выражено не только глаголом, но и существительным, и прилагательным и т.д.

Однородные члены предложения могут быть нераспространенными и распространенными, т.е. могут иметь при себе пояснительные слова: Светлеющие острова и белоснежные облака казались единым целым. Олеся была ни жива ни мертва .

В предложении может быть несколько групп (рядов) однородных членов: Молодости свойственно судить (о ложном и значительном ) 1 не на основе (изучения и опыта ) 2 .



Однородными могут быть любые члены предложения: подлежащие – Взрослые и дети смотрели этот фильм; сказуемые – Наталья нехотя умылась , расчесала волосы; определение – Луг был усеян желтыми , синими и красными цветами; дополнение – Автомобилям и самолетам тоже нужен отдых; обстоятельства – Я вступил в собор медленно , тихо .

Однородность как синтаксическая категория обычно совпадает с категорией логической однородности: По дороге в это время непрерывно двигались грузовики , легковые автомобили , ветхие телеги со скарбом. Однако для достижения определенного стилистического эффекта авторы используют однородные члены для отражения логической неоднородности: Есаул возвысил голос и нагайку . Мороз и матушка не позволяли высовывать нос из дома. Шел дождь и два студента . Один в пальто, другой в институт.

Нельзя рассматривать как однородные члены предложения повторение одного и того же слова, поскольку они употребляются или с усилительной целью, или же подчеркивают повторяемость, длительность действия. Придет, придет и наше время. У нее никого, никого нет.

3. Синтаксическая однородность находит свое выражение в интонации и в сочинительных союзах.

Обязательным грамматическим средством выражения однородности является интонация перечисления. Одинаковый темп произношения каждого члена ряда, одинаковое ударение на каждом из них.

Сочинительные союзы всегда сочетаются с перечислительной интонацией, но сами, отдельно, однородности передать не могут.

4. Между однородными членами устанавливаются 1) соединительные, 2) разделительные, 3) градационные (сопоставительные), 4) противительные и 5) присоединительные отношения.

Соединительные отношения выражают объединение равноправных, равнозначных понятий, выступающих как компоненты одного синтаксического блока. Соединительная связь между однородными членами выражается при помощи союзов и, да (=и), ни … ни или без союзов: Хлеб да вода – богатырская еда. Её не интересовали книги, фильмы, поездки и друзья.

Разделительные отношения выражают объединение взаимоисключающих или чередующих однородных членов. Смысловая связь разделительных отношений выражается при помощи разделительных союзов или (иль), или…или, либо, либо… либо, ли… ли, то… то, не то… не то, то ли… то ли : Легкий ветерок то просыпался, то утихал.

Сопоставительные (градационные) отношения выражают объединение 2-х сопоставляемых однородных членов. Смысловая связь выражается при помощи градационных союзов: как… так и, не только… но и, не столько… сколько, хотя и … но, не то что (чтобы)… а .

Эти парные союзы употребляются только при двух однородных членах предложения, они образуют замкнутый, нерасчлененный ряд. Книга не только ваш лучший друг, но и верный спутник. Спокойствие Инсарова не то чтобы раздражало его, а заставляло кривляться.

Противительные отношения выражают объединение двух противоположных, несовместимых, контрастных однородных членов. Смысловая связь противительных отношений осуществляется при помощи противительных союзов а, но, да (= но), однако, зато. . Красна ягодка, да на вкус горька. Приют наш мал, зато спокоен.

Присоединительные отношения возникают при объединении двух однородных членов при помощи союзов да и, а также , реже и : Давыдов, да и все члены правления вынуждены были признать ценность проекта. Солнце заливает лес, поле, а также наших спутников.

5. Одним из трудных вопросов в теории однородности / неоднородности членов предложения является вопрос об однородных и неоднородных определениях.

Связанные между собой сочинительным союзом «и» и интонацией перечисления, определения всегда однородны. Связанные между собой бессоюзно, определения могут быть и однородными и неоднородными. Отмечаются семантические, морфологические и синтаксические критерии разграничения однородных и неоднородных определений.

С семантической точки зрения однородные определения характеризуют предмет с одной стороны, по какому-либо одному признаку (материалу, цвету, форме, размеру и т.д.). Красные, белые, синие шары; круглые, овальные, квадратные столы; холодный, резкий ветер.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, т.е. указывают на:

а) цвет и размер (широкий, синий шарф),

б) форму и материал (овальные деревянные щиты ),

в) качество и местоположение (красивые московские проспекты) и т.п.

С морфологической точки зрения однородные определения характеризуются тем, что они обычно выражены или только качественными или только относительными прилагательными: Рельеф принял неясный, расплывчатый характер. Неоднородные же, как правило, выражаются сочетаниями:

1) качественного и относительного прилагательного (старый фруктовый сад);

2) качественным и притяжательным прилагательным (узкая лисья нора);

3) числительным и прилагательным (первый зимний день);

4) местоимением и прилагательным (мой новый костюм) ;

5) причастием и прилагательным (осыпающиеся осенние листья).

С синтаксической точки зрения однородные определения характеризуются тем, что каждое из них непосредственно связано с определяемым словом и находится в одинаковых отношениях перечисления к нему; между такими определениями можно поставить союз «и». Как красивы у куропатки пестрые, темные, красные и светло-серые перья.

Если одно из определений относится к определяемому слову, а другое – ко всему этому словосочетанию, такие определения являются неоднородными: Тронулся длинный товарный поезд.

Кроме того, следует помнить что однородными всегда является:

1) контактные обособление определения: Это место, тихое, удобное для созерцаний, очень ему нравилось;

2) согласованные определения, стоящие после определенного слова: Этой девочкой несмелой, влюбленной, бедной и простой;

3) определения, выраженные последовательностью прилагательное + причастный оборот . Стояла большая, забытая богом деревня.

6. Однородные члены предложения могут иметь при себе обобщающие слова, которые выполняют ту же синтаксическую функцию, что и однородные члены, т.е. являются теми же членами предложения.

Обобщающее слово обозначает общее типовое понятие (родовое), которое объединяет в одно целое – в однородный ряд – члены предложения. Обобщающие слова произносятся с интонацией предупреждения или итога. В вечерних сумерках за окном проплывают деревни и сёла : Васильевка, Кучино, Михайловское.

Среди обобщающих слов наиболее употребительны местоимения все, всё, никто, ничто и др., а также наречия везде, всюду. И дождь, и туман, и тучи – всё это перемешалось между собой. В качестве обобщающих слов могут выступать словосочетания. Лес населён множеством зверей : тиграми, рысями, медведями.

Если в предложении много однородных членов (особенно подлежащих с зависимыми словами), обобщающие слова употребляются дважды – перед однородными членами и после них: Всё : хмурое утро, растительность, грязная тропа, лужи стоячей воды – всё свидетельствовало о несчастье. Употребление обобщающего слова всегда грамматически и интонационно выделяет ряд однородных членов предложения.

Знаки препинания при обобщающих словах:

7. Согласование сказуемого с несколькими однородными подлежащими имеет некоторые особенности. Сказуемое имеет форму множественного числа в следующих случаях:

1. Если все однородные подлежащие имеют форму множественного числа: Кузнечики, сверчки, медведи затянут в траве свою музыку .

2. Если в однородном ряду подлежащие имеют различные формы числа, но ближайшее к сказуемому имеет форму множественного числа: Тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение.

Стилистически допустима постановка сказуемого в форме множественного числа и при однородном ряде, где все подлежащие имеют форму единственного числа: Тревога и ожидание сквозили в каждом его движении .

В предложениях с однородными подлежащими сказуемое может стоять в форме единственного числа в следующих случаях:

1. Если каждое подлежащее в однородном ряду имеет форму единственного числа. В глазах его замечалась не то задумчивость, не то усталость.

2. Сказуемое согласуется в форме единственного числа и рода с ближайшим из подлежащих, среди которых некоторые имеют форму множественного числа. На нем был узкий френч и новенькие погоны.

Осложненное предложение по структуре представляет собой простое предложение. Семантическая и грамматическая системы простого предложения может усложниться, что придаст ему черты сходства со сложным. Сам характер осложнения может быть различным, так что понятие «осложненное предложение» объединяет неоднородные синтаксические построения:

а) предложения с однородными членами;

б) предложения с обособленными членами;

в) предложения с обращениями;

г) предложения с вводными и вставными конструкциями.

Осложнение связывают прежде всего с полупредикативностью – особым синтаксическим значением, близким к предикативному. Предложения с однородными членами . Однородными называются два или несколько членов предложения, одинаково относящиеся к какому-нибудь другому члену предложения. Однородные члены характеризуются следующими признаками: 1) однофункциональностью, они занимают позицию одного члена предложения; 2) связаны с одним и тем же членом предложения подчинительной связью; 3) связаны между собой сочинительной связью.

Осложнение имеет свою специфику, оно может быть двух типов:

1.Осложнение путем количественного увеличения членов предложения, акцентирования за счет интонации и пунктуации. (Обособленные и однородные члены)

2. Осложнение путем включения в состав предложения компонентов, которые не являются членами предложения. (Обращения, вводные и вставные конструкции)

Осложнение выполняет две функции: а) диктумные осложнения – расширяется круг номинации; б) модусное осложнение – субъективные смыслы, которые передают отношения говорящего.

2. Предложения с однородными членами. Признаки однородности. Формальные средства выражения однородности. Однородные и неоднородные определения. Вопрос о
предложениях с однородными сказуемыми в научной и школьной грамматике.

Греч, Буслаев рассм-ли синтаксич.однородность как результат слияния предложений – «слитные предложения»

Понятие «однородные члены» введено Пежковским, который дал определение однородным членам: члены, которые соединены или м/б соединены без изменения грамм.смысла сочинит.союзом.

Руднев рассматривал однородность с точки зрения функциональности: однородные члены – члены предложения, если они одинаково определяют один из членов предложения либо определяются им; одну и ту же семантико-синтаксическую функцию.

3 основных критерия однородности:

Однофункциональность (1 синтаксич.позиция)

Подчинит.связь с общим соподчиняющим или соподчиненным словом

Связаны м/у собой сочинит.связью

Сказка нужна не только детям, но и взрослым

Условия не универсальны.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека Не стучали, не кричали, не лезли с вопросами (сложная предикативная конструкция)

Синтаксическая однородность основана на логич.однородности, поэтому морфологич.однородность не явл-ся обязательной.

Червонец был запачкан и в пыли.

Не явл-ся однородными членами:

Члены предл, связанные с одним и тем же членом, но занимающие разные синтакс.позиции: Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь

Повторяющиеся слова, повторы, основная функция которых – подчеркнуть длительность процесса, его множественность и тд: шли-шли, пьешь-пьешь и тд

Устойчивые сочетания, фразеологизмы: ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни то ни се и тд

Осложненные простые глагольные сказуемые: взял да уехал, давай поговорим и др

Как стилистический прием используется явление «мнимой однородности»: Будем пить чай с сахаром и папой.

Основные показатели однородности

Сочинительная связь, которая выражается с помощью союзов:

Соединит.союзы (и, да, и-и )

Противит.союзы (но, да, однако, зато, а )

Разделит.союзы (или, либо, ли, то-то )

Присоединит.союзы (да и, а не то, а то )

Присоединит.связь выражается на всем пространстве синтаксиса. Эти конструкции выражают значение добавочного значения, они ближе к сочинит.связи, чем к подчинит, несмотря на характер добавления

Градационные отношения по форме подчинит: не только..но и, только не..а, не столько..сколько, настолько..насколько, столь же..как и итд

Соединительные отношения – равнозначные, равноправные

Исчерпывающее перечисление: Сосны лишь да ели вершинами шумели

Усилительное перечисление: Я не хочу не судить не прощать вас.

Противительные отношения

Противопоставление + оттенки уступки, возмещения, условия: Приют наш мал, зато спокоен

Сопоставление (а): Москва верстой далеко, а сердцем рядом.

Разделительные отношения:

Выбор/взаимоисключение: С чужими я робел, либо важничал

Чередование (то-то): То здесь, то там просветы в небе, что оконца

Неразличение (ни то-ни то, то ли-то ли): На лице у Обломова выступали не то страх, не то тоска и досада.

Градационные союзы

· Различение в степени проявления ч-либо: Книга не только ваш лучший друг, но и верный спутник

·Снятие градации – явления приравниваются: Андерсен сделал сказку доступной как для взрослых, так и для детей (однородные дополнения)

· Градационно-модальные (различаются по степени достоверности): Наташа хотела если не скрасить, то хотя бы украсить их расставание

Однородные сказуемые расширяют предикативные возможности простого предложения.

Вопрос о классификации предложений с несколькими сказуемыми не имеет однозначного решения. Одни исследователи называют такие предложения сложными, другие относят к простым с однородными членами, третьи усматривают в данных конструкциях признаки и простого, и сложного предложения, в зависимости от способа выражения сказуемых.

Еще с Греча рассм-ся как слитные простые предложения на базе сложных. В РГ-80 нет понятия «однородные сказуемые» - рассм-ся как сложные (+Белошапкова).

Как однозначно сложные рассм-ся предл, если каждое сказуемое имеет при себе второстеп.чл.: Я так тихо сидел и глядел кругом и внимательно слушал.

Как сложные рассм-ся предл. со сказуемым с разными формами времени и наклонением: Ты узнал об этом и молчи.

Различные морфологич.выражение сказуемых: Ты мне друг, помоги мне

Группа сказуемых прерывается подл: Пошел дождь, перестал, и вновь начинается .

При пояснительных отношениях однородность отсутствует: Он пришел и заснул – выбился из сил.

Иногда однородн.сказуемые рассм-т как расширенный чл.предл.

Однородные/неоднородные определения

· Логическое основание (наличие или отсутствие) для ряда атрибутов (семантич.критерий): цель, материал, размер, качество и тд. Неоднородные – разноплановые признаки, объединяющиеся в контексте: старый кожаный портфель

·Морфологический критерий. Обычно однородные определения – прилагат.одного разряда (качеств, относит). Неоднородные – разные разряды

·Синтаксический критерий. Тип связи – однородн.определ. с определяемым словом связаны непосредственно; неоднородные – цепная связь; старый кожаный портфель

Все определения в постпозиции становятся однородными: По дороге зимней скучной тройка борзая бежит.

Контекстуальная однородность – вся система определений используется для того, чтобы передать эмоции, впечатления, создать единый образ: Видел я 2 раза Потемкина. Этот кривой, косой, огромный, яркий, потный человек был ужасен .

Обобщающие слова при однородных членах м/сочетаться с обобщенным родовым понятием – семантика одного ряда – 1 синтаксич.функция..

В начале июня шли необычные для лета дожди: по-осеннему смирные, без гроз, без ветра.

м/б в препозиции – пояснит.отношения (а именно, именно, как то, будь то ); постпозиция – собственнообобщающие отношения итога (словом, одним словом, в общем, вообще и тд). Язык, стих, слог – всё занимательно в «Мертвых душах»


Похожая информация.


Осложнение простого предложения

-- Понятие об осложненном предложении.
-- Однородные члены предложения.
-- Связь однородных членов в предложении.
-- Знаки препинания между однородными членами.
-- Обобщающие слова при однородных членах.
-- Двоеточие и тире при обобщающих словах.
-- Обособленные определения.
-- Обособленные дополнения.
-- Обособленные обстоятельства.
-- Обращение.
--- Понятие об обращении.
--- Знаки препинания при обращениях.
-- Вводные слова.
--- Понятие о вводных словах.
--- Знаки препинания при вводных словах.
-- Вводные предложения.
--- Понятие о вводных предложениях.
--- Знаки препинания при вводных предложениях.
-- Вставные конструкции.
--- Понятие о вставных конструкциях.
--- Знаки препинания при вставных конструкциях.
-- Сравнительные обороты.

Понятие об осложненном предложении.

Осложненным называется простое предложение, которое осложнено обособленными членами, однородными членами, обращениями, вводными словами, вставными конструкциями, прямой речью, например: Обогнув высокий мыс , пароход вошел в залив (В. Короленко). Данное предложение осложнено деепричастным оборотом.

Однородные члены предложения.

Однородными являются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения. Однородные члены предложения являются равноправными по отношению друг к другу, соединены между собой сочинительной связью; они относятся к одну и тому же члену предложения, например: Он [ветер] приносит холод, ясность и некую пустоту всего тела (К. Паустовский).

Обычно однородные члены выражаются словами одной части речи, например: Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья (К. Паустовский). Но в русском языке бывают случаи, когда однородные члены выражаются различными частями речи, например: Я люблю идти в лесу тихо, с остановками (М. Пришвин).

Однородные члены могут быть распространенными и нераспространенными, например: Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад (И. Бунин).

В однородный ряд могут входить цельные словосочетания и фразеологизмы, например: Добровольцы давно промокли до нитки, продрогли до мозга костей (Л. Соболев).

Однородные члены могут быть отделены друг от друга другими членами предложения, например: Не железным ключом открывается сердце, а добротой (Пословица).

В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и более, например: Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу и обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником . В данном предложении можно найти три ряда однородных членов: первый - однородные обстоятельства, второй - однородные сказуемые, третий - однородные дополнения.

Примечание. В некоторых предложениях для большей выразительности слова могут повторяться, но они не будут являться однородными членами, например: Зимы ждала, ждала природа (А. Пушкин).

Связь однородных членов в предложении.

Однородные члены в предложении связываются при помощи сочинительных союзов и перечислительной интонации или только при помощи интонации, например: Казаки кончили свои занятия и собрались к ужину в избу (Л. Толстой); Стал накрапывать редкий , мелкий дождь (А. Чехов).

Сочинительные союзы, соединяющие однородные члены, по значению делятся на три группы:

1) соединительные союзы, например: и, да (в значении “и”), тоже, также , ни...ни, не только...но и . Данные союзы соединяют один однородный член с другим: Ночью ветер злится , да стучит в окно (А. Фет);

2) противительные союзы, например: но, а, да (в значении “но”), зато, однако. Данные союзы противопоставляют один однородный член другому, например: Приют наш мал, зато спокоен (М. Лермонтов);

3) разделительные союзы, например: или, либо, то...то, не то...не то . Данные союзы указывают на возможность одного однородного члена из двух или нескольких или на их чередование, например: Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет (К. Паустовский).

Знаки препинания между однородными членами.

При однородных членах запятая ставится:

1) если они не соединены союзами, например: Слышится сдержанный, неясный шепот ночи (И. Тургенев);

2) перед противительными союзами, например: Он поймал взгляд Листопада, но не остановился (В. Панова);

    1. перед повторяющимися союзами, например: Дядя Ерошка и в горы ходил , и у русскихворовал , и в остроге два раза сидел (Л. Толстой).

Примечание. Если однородных членов больше двух и союз и повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами, например: И сегодня рифма поэта - ласка , и лозунг , и штык , и кнут (В. Маяковский);

4) перед двойной частью сложных союзов, например: У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах (И. Гончаров);

5) если однородные члены попарно объединены. В таких случаях запятая ставится только между парными группами, например: Среди рек есть и большие и малые, и спокойные и бурные, и быстрые и медленные (М. Ильин).

При однородных членах запятая не ставится:

    1. если однородные члены соединены одиночным, неповторяющимся соединительным или разделительным союзом, например: Поддержит он Уздечкина или не поддержит ? (В. Панова)
    2. Примечание. Перед союзами и, да и , обозначающими добавление к сказанному, запятая ставится, например: Люди часто посмеиваются над ним, и справедливо (В. Панова);

    3. если однородные члены представляют собой фразеологический оборот, например: Встал ни свет ни заря ; Он и так и сяк пытался сдвинуть громадину с места;
    4. если при наличии союза и однородные члена предложения тесно связаны друг с другом по смыслу и имеют общий второстепенный член, например: Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам (Л. Толстой).

Примечание. Следует различать однородные и неоднородные определения. Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, вкусу, форме, размеру и т.д.), например: За рекой поднимались дубовые, пихтовые леса (А. Первенцев). Такие определения при отсутствии союза пишутся через запятую. А неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, например: Царственный дубовый лес подступал к самым окнам (Е. Герасимов). Между неоднородными определениями запятая не ставится.

Обобщающие слова при однородных членах.

При однородных членах может быть обобщающее слово. Оно уточняется, конкретизируется однородными членами и является тем же членом предложения, что и однородные члены.

Обобщающее слово может быть выражено:

1) определительными местоимениями всё, всегда, везде, всюду и др., например: - живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо (М. Горький);

2) именами существительными, например: По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики и зеленоватые и розовые сыроежки , скользкие грузди и душистые рыжики (И. Соколов-Микитов);

3) цельными словосочетаниями и фразеологизмами, например: Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик (В. Короленко);

4) предложением, например: Все, что окружало нас , казалось необыкновенным: и поздняя луна , блиставшая над черными озерами, и высокие облака , похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен (К. Паустовский).

Обобщающие слова могут стоять как перед однородными членами, так и после них, например: Поручни, компасы, бинокли, всякие приборы и даже простые пороги кают - все это было медное (К. Паустовский).

Двоеточие и тире при обобщающих словах.

    1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие, например: Найдены украшения древней славянской эры: бронзовые пряжки, браслеты, кольца , костяные амулеты , мергелевые формочки для отливки нательных крестиков, крючков, пуговиц... (С. Гейченко).
    2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире, например: Ни столба, ни стога, ни забора - ничего не видно (М. Лермонтов).
    3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них - тире, например: Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой - живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо (М. Горький).

Обособленные определения.

1) Обособляется согласованное определение, стоящее после определяемого слова, если оно выражено причастным оборотом, например: Небо все было в звездах, излучающих ровный, тихий свет (В. Баныкин).

2) Обособляется согласованное определение, стоящее после определяемого слова, если оно выражено прилагательным с зависимыми словами, например: На окне, серебряном от инея , за ночь хризантемы расцвели (И. Бунин).

Примечание. Не обособляются распространенные определения, если они стоят перед определяемым словом (если не имеют добавочных обстоятельственных оттенков значения), например: Веселый, сложившийся без нас вечер был в разгаре (В. Каверин).

3) Обособляются несколько нераспространенных согласованных определений, соединенных союзом или без союза, и стоящих после определяемого слова, например: Ветер, сырой, холодный, пронизывающий , стучит в окна (А. Чехов).

Примечание. Если такие определения тесно связаны по смыслу с определяемым существительным, то они не обособляются, например: В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой (А. Пушкин).

4) Обособляются любые определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, например: Низенький, коренастый , он обладал страшною силой в руках (М. Горький); Ему ли, карлику , тягаться с исполином? (А. Пушкин).

    1. Обособляются согласованные определения и приложения, оторванные от определяемого слова, например: Александровский сад цвел поздним цветом, красивый и ухоженный (В. Чивилихин); Они очень разные, эти строки , они противостоят друг другу (С. Залыгин).

Примечание. Если такие приложения находятся в конце предложения, то отделяются тире, например: Какая она была твердая и ласковая - эта невысокая, довольно полная женщина (С. Залыгин).

6) Обособляются согласованные определения и приложения, стоящее перед определяемым словом, если они имеют добавочные обстоятельственные значения, чаще причины, например: Раненный осколком в плечо , капитан Сабуров не покинул строя (К. Симонов).

7) Обособляются распространенные приложения, стоящие после определяемого слова, например: Могучий Лев, гроза лесов , лишился силы (И. Крылов).

8) Обособляются одиночные согласованные приложения, стоящие после определяемого собственного существительного, например: Жухрай, матрос , с нами разговаривал (Н. Островский).

9) Обособляются одиночные приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительные слова, например: Ухаживала за мной одна девушка, полька (М. Горький).

10) Обособляется приложение с союзом как , если имеет оттенок причинности, например: Валерию, как уроженцу юга , трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.

Но: если союз как имеет значение “в качестве”, то приложение запятыми не выделяется, например: Все знают Иванову как отличного преподавателя.

11) Обособляются несогласованные определения, когда существует необходимость указать какие-либо признаки предмета или характера, выделяющие предмет в данный момент, например: Староста, в сапогах и в армяке внакидку, с бирками в руках , издалека заметив попа, снял свою поярковую шляпу (Л. Толстой).

12) Обособляются несогласованные определения, которые относятся к личным местоимениям и именам собственным, например: И вдруг с черного хода появился Кондратий, в пыли, хмурый ... (А. Толстой)

13) Обособляются несогласованные определения, выраженные формами сравнительной степени прилагательных, например: Сила, сильнее его воли , сбросила его оттуда (И. Тургенев).

14) Обособляются несогласованные определения, если они имеют уточняющее значение, например: Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека , травой (А. Чаковский).

15) Несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, отделяются при помощи тире, например: Но прекрасен данный жребий - просиять и умереть (В. Брюсов).

Обособленные дополнения.

Дополнения обособляются крайне редко.

Обособляются имена существительные с предлогами или предложными сочетаниями кроме, помимо, включая, за исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо и др. (условно названные дополнениями), например: Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей (М. Горький).

Обособленные обстоятельства.

    1. Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами, например: Роса, блестя , заиграла на зелени (Л. Толстой); Бабушка никогда не плутала в лесу, безошибочно определяя дорогу к дому (М. Горький).
    2. Примечание. От деепричастий и деепричастных оборотов следует отличать наречия стоя, сидя, лежа, молча, шутя, играя и др. и фразеологические обороты наречного значения (спустя рукава, затаив дыхание, развесив уши и др.), например: Перевозчик греб стоя ; Укорял он меня за то, что мы ничего не делаем, работаем спустя рукава (С. Антонов).

    3. Обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на, невзирая на, которые имеют уступительное значение, например: Несмотря на непогоду , мы двинулись в путь.
    4. Обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, при наличии, ввиду, вследствие, например: Одиноко и ненужно, ввиду этого покоя, мирного звука жующих лошадей, ввиду пустынности , отпечатался в темноте, и уже опять тишина (А. Серафимович).
    5. Часто обособляются уточняющие обстоятельства места и времени, например: Рано-раненько, до зорьки, в ледоход , собирала я хорошего в поход (А. Сурков).
    6. В некоторых случаях, когда необходимо акцентировать внимание на обстоятельстве, оно может выделяться тире, например: Бедные поэты - в зарницах, в бурях и громах - пели вдохновенные песни о прелести дружбы, благородных порывах, свободе и мужестве (К. Паустовский).

Обращение.

Понятие об обращении.

Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью, например: Расскажи свою биографию, Артем ! (Н. Островский). Обращение имеет форму именительного падежа; оно произносится с особой звательной интонацией. Обычно обращение выражено именем собственным, но иногда оно может выражаться прилагательными или причастиями в значении одушевленного имени существительного, например: Провожающие , просим вас освободить вагоны. А в поэтической речи обращениями могут быть и неодушевленные существительные, например: О чем ты воешь, ветер ночной ? (Ф. Тютчев).

Обращение может быть как распространенным, так и нераспространенным, например: О первый ландыш , из-под снега ты просишь солнечных лучей (А. Фет); Ты помнишь, Алеша , дороги Смоленщины? (К. Симонов)

Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

Знаки препинания при обращениях.

1) Обращение в предложении выделяется запятыми, например: Мой милый, добрый, дорогой мой , расстанемся (А. Чехов); Спи, моя рыбка , спи, не гутарь! (С. Есенин); Тебя ль вижу, милый друг (А. Пушкин).

2) Если обращение находится перед предложением и произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы, например: Родимая! Ну как заснуть в метель? (С. Есенин)

3) Если перед обращением находится частица о, которая сливается с ним в произношении, то эта частица от обращения запятой не отделяется, например: Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать (С. Есенин).

Примечание. Перед обращением может стоять междометие о, которое от обращения отделяется запятой или восклицательным знаком, например: О! Павел Петрович , позвольте мне быть откровенным (Н. Гоголь).

Вводные слова.

Понятие о вводных словах.

Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает, например: Лето, кажется, будет жарким .

Вводные слова не являются членами предложения. При произнесении они выделяются интонацией.

По значению вводные слова можно разделить на следующие тематические группы:

    1. различная степень уверенности: конечно, разумеется, бесспорно, без сомнения, безусловно, кажется, вероятно, очевидно, возможно, может быть, по-видимому и др.;
    2. различные чувства: к счастью, к несчастью, к сожалению, на радость и др.;
    3. порядок мыслей и их связь: во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак, таким образом, значит и др.;
    4. источник сообщения: по словам, по мнению, по-моему, как говорят и др.;
    5. замечания о способах оформления мыслей: другими словами, образно говоря, мягко говоря, прямо скажем, как говорится и др.

Знаки препинания при вводных словах.

Вводные слова в подавляющем большинстве случаев на письме выделяются запятыми, например: Я увидел Наташу, кажется , на третий день моей больничной жизни (В. Распутин); А Клавдия, ушла, вернее , убежала, смущенно укрыв шалью лицо (Ю. Лаптев).

Вводные предложения.

Понятие о вводных предложениях.

Вводные предложения - это предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает, например: Некрасивого, доброго человека, каким он себя считал, можно, полагал он , любить как приятеля (Л. Толстой). Вводные предложения могут выражать те же значения, что и вводные слова.

Примечание. В качестве самостоятельных предложений могут употребляться междометия, которые произносятся с восклицательной или побудительной интонацией, например: Ба! Да, кажется, я имел удовольствие где-то видеть их (М. Салтыков-Щедрин).

Знаки препинания при вводных предложениях.

Вводные предложения в большинстве случаев на письме выделяются запятыми, например: Вы, я знаю , неприхотливы (И. Тургенев); Мы, если хочешь знать , мы требовать пришли (Б. Горбатов).

Вставные конструкции.

Понятие о вставных конструкциях.

Вставными называют конструкции, которые содержат дополнительные сведения самого разнообразного характера: попутные сведения, поправки к сказанному. Вставные конструкции разъясняют, толкуют основное высказывание, например: А ты бы, милый Соловей (ты знаешь, как голос твой прельщает всех) , ты б убаюкивал их песенкой своей (И. Крылов).

Знаки препинания при вставных конструкциях.

Вставные конструкции выделяются при помощи скобок и тире, например: Иногда дни сверкали лучше летних - белизна замороженного снега в упор сопротивлялась солнечному огню - и чистый воздух остро мерцал от колкого холода и тягучего тепла (А. Платонов); Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии ) обыкновенно расположена среди распаханных полей (И. Тургенев).

Примечание. Запятые внутри вставной конструкции сохраняются, например: Оказалось, что в ближних к Градову деревнях - не говоря про дальние, что в лесистой стороне , - до сей поры весной в новолунье и в первый гром купались в реках и озерах (А. Платонов).

Вставная конструкция может оформляться и как самостоятельное предложение. Но при этом следует помнить, что подобная конструкция будет выделяться скобками, а точка будет стоять перед закрывающейся скобкой, например: ...Так будет дальновиднее... (У Маслова клокотало в горле, хотя говорил он тихо и даже вяло.) Ничего не изменилось, Екатерина Дмитриевна!.. (А. Толстой)

Сравнительные обороты.

1) Выделяется или отделяется запятыми сравнительный оборот с союзом как при условии, что:

а) он имеет значение “подобно”, например: Старик заплакал, как дитя (И. Никитин);

б) главное предложение имеет указательное слово так, такой, тот, столь , например: Черты лица его были те же, как и у сестры (Л. Толстой);

в) сравнительный оборот начинается сочетанием как и, например: К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность, как к старой няньке (К. Паустовский);

г) сравнительный оборот представляет собой сочетание как правило, как исключение, как всегда, как прежде, как нарочно и др., например: Одиночное деепричастие, как правило , выделяется запятыми.

Но: следует запомнить, что данные сочетания не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого и тесно связаны с ним по смыслу, например: Вчерашний вечер прошел как обычно

.

Примечание.

В некоторых случаях сравнительный оборот с союзом как не выделяется и не отделяется запятыми:

а) если союз как имеет значение “в качестве”, например: Мое незнание языка и молчание было истолковано как молчание дипломатическое (В. Маяковский);

б) если союз как характеризует предмет с какой-либо одной стороны, например: Публика ценила раннего Чехова как тонкого юмориста;

в) если союз как входит в состав устойчивого сочетания, например: Да сказать лекарю, чтоб он перевязал ему рану и берег его как зеницу ока (А. Пушкин);

г) если перед союзом как есть отрицание не или слова совсем, совершенно, именно, прямо, просто и др., например: Было светло почти как днем;

д) если на первый план в обороте выступает значение обстоятельства образа действия, например: Как дым рассеялись мечты (М. Лермонтов).

    1. Выделяется или отделяется запятыми сравнительный оборот с союзами словно, будто, как будто, точно, чем, что и др., например: Лучше поздно, чем никогда .
следует запомнить, что сравнительные обороты с данными союзами не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого и тесно связаны с ним по смыслу, например: Мы с ним словно родные братья.

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки

Цели и задачи урока:

образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»

развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;

воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;

Тип урока : объяснение нового материала;

Методы: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе по теме «Понятие об осложнённом предложении»

Рычкова Наталья Станиславовна – учитель русского языка

Цели и задачи урока:

образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»

развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;

воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;

Тип урока : объяснение нового материала;

Методы: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический;

Оборудование урока : карточки, учебники литературы, презентация

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение целей урока

II . Минутки повторения. Самостоятельная работа

Орфоэпическая работа (слайд) нач а ть, хоз я ева, докум е нт, дос у г, инструм е нт, катал о г

(Расставьте ударения)

Синтаксическая: (карточки)

1.Сегодня полнолуние.

2.За окном очень тихо.

3.Газеты доставляют по утрам.

4.Смотрел на людей с ненасытным и добрым вниманием.

5.Цыплят по осени считают.

6.Ночи становятся долгими и тёмными и часто заставляют дрожать от холода.

7.Привлечённые светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

8. Там, на белых дорогах, не часто появлялись повозки.

9.На мой взгляд, решение верное.

10. О, милый мой, ты будешь царь земли родной!

Подчеркните грамматические основы, сделайте синтаксический разбор.

Какие виды предложений по наличию грамматических основ вам встретились? (односоставные и двусоставные)

Назовите виды односоставных предложений, которые вам встретились

Что отличает все эти двусоставные предложения? (их осложнённость)

III.Формулирование темы урока учащимися

Исходя из этого, определите тему урока («Понятие об осложнённом предложении»)

Чем могут быть осложнены предложения? (чтение правила стр.104 учебника)

Приведите свои примеры

Сформулируйте правило в виде схемы

IV.Закрепление изученного

Найдите в учебнике литературы примеры осложнённых предложений (работа в парах)

Проверка проделанной работы

V.Конструирование предложений по данным схемам

Составьте предложения по схемам

1. ____ _____

_____ ,

2. ________

ВВ.СЛОВО, …

… , ОБРАЩЕНИЕ, ….

VI. Дополни предложения

1.Весеннее солнце быстро … и … талые воды с полей.

2 …. , … туча растёт за рекою.

3. Прощай же, …., не забуду твоей торжественной красы.

4.Тучам, … ,не суждено было собраться в грозу.

5.Здравствуй, …. , ранней осени краса!

(плавит, гонит, большая, тёмная, море, видно, пёстрая осинка)

Устно дайте характеристику предложениям.

VII. Обобщение по уроку и выставление оценок

Время нашего урока подходит к концу, нужно подвести итог.

Над чем мы сегодня работали? Чем могут быть осложнены предложения?

VIII. Запись и объяснение домашнего задания