Образ снегурочки в народных сказках. ‹‹Снегурочка›› А

Как персонаж она нашла отражение в изобразительном искусстве, литературе, кино, музыке. А образы сказки «Снегурочка» в живописи стали олицетворением внешнего образа девушки.

Снегурочка: происхождение героини

Только российская новогодняя мифология имеет в своем составе положительного героя женского пола. Несмотря на ее уникальность, происхождение ее окутано тайной. Существует три самых популярных теории, которые не только никак не взаимосвязаны, но и противоречат друг другу.

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве наглядно описывают все три теории.

Юной спутнице Деда Мороза приписывают разные родственные связи. Она и дочка Большой Ели, появившаяся из ниоткуда: выбравшаяся из-под раскидистой еловой ветви. Она же - дочь Мороза и Весны. Также ее появление связывают с бездетными стариками, которые на закате лет задумались о детях. Иван да Марья слепили из снега маленькую девочку, так родилась Снегурка.

Слепленная из снега девочка

В.И. Даль писал, что на Руси снегурками, снеговиками и снегирями именовали птах (птиц), которые зимовали в лесах. Кроме того, он отметил, что это «складенные из снега болваны». Согласно В.И. Далю, эти болваны имели образ человека.

Примечательно, что слова Даля обобщенно характеризуют все образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.

Образ слепленной стариками из снега девушки появился после крещения Руси.

«Снегурочка» - сказка Островского, она является самым популярным отражением рассматриваемого нами персонажа. Однако произведение не является единичным и уникальным.

Русская народная сказка «Снегурушка» показывает нам героиню, которая родилась от прямого соприкосновения с печуркой: бабка и дед...

В.И. Даль в своей сказке «Девочка Снегурочка» так преподносит рождение героини:

Мифологизированный образ застывших зимних вод

Жарникова С. В., этнолог, считает, что образ Снегурочки нашел свое первое отражение в боге Варуне. Светлана Васильевна объясняет это просто: Снегурочка - верная спутница Деда Мороза, а он берет начало во временах Варуна. Поэтому Жарникова предполагает, что Снегурка - есть воплощение замерших (зимних) вод. Ее происхождению соответствуют и ее традиционные одеяния: белые одежды в сочетании с серебряным орнаментом.

Снегурочка - прообраз Костромы

Некоторые исследователи связывают нашу героиню со славянским обрядом похорон Костромы.

Что общего в образах Костромы и Снегурочки? Сезонность и внешний образ (в одной из интерпретаций).

Кострому изображают молодой женщиной в белоснежных одеяниях, в своих руках она держит дубовую ветвь. Чаще всего показана в окружении множества людей (хоровода).

Именно этот лик Костромы роднит ее со Снегурочкой. Однако соломенное чучело женщины (второе изображение Костромы) также имеет много общего со снежной девой. Считается, что игрища заканчиваются сожжением чучела: это означает, что зиме конец - грядет весна. Аналогично заканчивает свой годовой цикл и Снегурочка: тает, прыгнув над костром.

Что еще общего у Снегурочки и Костромы? Кострома - это не только женский фольклорный образ, но и город Центрального федерального округа России, являющийся родиной внучки Деда Мороза.

Сказка-пьеса Островского А.Н. «Снегурочка»

В усадьбе «Щелыково», расположенной в Костромской области, находится малая родина драматурга, написавшего произведение «Снегурочка».

Сказка Островского Александра Николаевича «Снегурочка»раскрывает образ девушки немного с другой стороны, нежели произведения русского фольклора.

Островский испытывает свою героиню:

  • ее не понимают окружающие (жители Слободы);
  • Бобыль и Бобылиха, в отличие от деда с бабкой из народной сказки, не любят дочку, а используют ее, преследуя только одну цель: наживу.

Островский подвергает девушку испытаниям: она проходит через душевные муки.

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве

«Весенняя сказка» А.Н.Островского ожила и приобрела свою мелодичность благодаря композитору, имя которого - Н. Римский-Корсаков.

После первого прочтения пьесы композитор не вдохновился ее драматизмом, но уже зимой 1879 года задумался о создании оперы «Снегурочка».

Здесь начинают свой путь образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.

Первым художником, запечатлевшим образ сказочной русской красавицы, можно назвать В.М. Васнецова. Именно он выполнял декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», поставленной на сцене Большого театра.

Вдохновленный оперой Виктор Михайлович не только создал декорации к постановке, но и стал автором отдельного произведения: картины «Снегурочка» (1899).

Васнецов - не единственный художник, воплотивший в жизнь образы сказки «Снегурочка». Эскизы костюмов и декораций принадлежат перу Н.К. Рериха. Он четыре раза занимался оформлением пьесы «Снегурочка».

Первые версии оформления (1908 и 1912) Н.К. Рериха переносили зрителя в мир древней дохристианской Руси, когда в обществе царило язычество и безоглядно верили в сказки. А постановка 1921 года отличалась более современным (по тем годам) видением сюжета.

К созданию образа Снегурки приложил кисть и М.А. Врубель.

В.М. Васнецов, Н.К. Рерих, М.А. Врубель - живописцы, благодаря которым Снегурочка «обрела» свой снежный образ: лучезарно-белый повязку на волосах светлое снежное облачение, опоясанное мехом горностая, коротенькую шубку.

Образ снежной девушки запечатлели на своих полотнах художники: Александр Шабалин, Илья Глазунов, Константин Коровин.

В.М. Васнецов - образы сказки «Снегурочка»

Виктор Михайлович создал образ Снегурочки, состоящий из сарафана и обруча на голове. Примечательно, что росписью девичьего одеяния занимался сам художник. Его кисти принадлежат и многие части декораций. Позже искусствоведы скажут, что В.М. Васнецов стал полноправным соавтором спектакля.

ученица 8 класса Долгачёва Юлия Егораева Е. Н. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Медаевская ООШ Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Мини-исследовательский проект «Полна чудес могучая природа. Образы Снегурочки в изобразительном искусстве» Выполнила: Руководитель:

Цель проекта: Изучить и рассмотреть творчество известных русских художников, которые в своих произведениях представили образ Снегурочки

«Снегурочка» в изобразительном искусстве Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском союзе, после официального разрешения празднования Нового года. На ранних советских изображениях Снегурочка изображена маленькой девочкой, в виде девушки её стали представлять позднее. Снегурочка имеет вид прекрасной беловолосой девушки. Одета Снегурочка в бело-голубую одежду с меховой опушкой и кокошник. Многие художники обращались в своём творчестве к образу Снегурочки такие как В. Васнецов, Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель и другие.

Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович Васнецов-русский художник. Родился 3 мая 1848 года в селе Рябово Вятской губернии в семье священника. Рос в крайней бедности. Учился в семинарии, затем уехал в Петербург и, поступив в Академию Художеств, был настолько уверен, что его не примут, что, сдав экзамены, даже не явился узнать о результатах. Год учился в Рисовальной школе и только после этого стал студентом Академии, которую посещал с 1868-1875 гг., но оставил её, не закончив полного курса.

Васнецов Виктор Михайлович «Снегурочка»

Николай Константинович Рерих Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Его отец - коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать - псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). В семье, кроме Николая, было еще трое детей - сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир.

Н. Рерих «Лель и Снегурочка» Н. Рерих «Снегурочка»

Михаил Александрович Врубель Михаил Александрович Врубель (1856-1910) - русский художник рубежа XIX-XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. С 1896 года был женат на известной певице Н. И. Забеле, портреты которой неоднократно писал.

Михаил Александрович Врубель «Снегурочка»

Коровин Константин Алексеевич Константин Алексеевич Коровин (1861 -1939) - русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. В четырнадцать лет Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи. Учился у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. Для завершения образования Коровин поехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, но через три месяца ушёл оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.

Константин Алексеевич Коровин «Снегурочка»

Одношовина Елена

Исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «Брылинская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

Образ Снегурочки на страницах фольклора и литературы

Выполнила ученица 5 класса

Одношовина Елена

Руководитель: Саютина С.В.,

учитель русского языка и литературы,

С. Брылино, 2014 г.

Введение..………………………………………………...…….. 2

Цели, задачи, методы…………………………………………….. 2

Основная часть……………………………………………………. 3

Вывод …………………………………………………………….…7

Список использованной литературы, источники…………..……..8

Приложение……………………………………………………..… 9

Введение.

У каждого человека есть первая книга, которую он прочитал самостоятельно. Для многих такой книгой является сборник сказок. Сказки прелестны по содержанию, ведь в них царит добро, справедливость, светлая любовь. Трудно определиться с любимым сказочным героем. Для кого-то это Иван- царевич или золотая рыбка, для кого-то Красная шапочка, кто-то ни один раз перечитывает сказку «Три поросёнка» или «Снежная королева».

С возрастом я узнала, что сказки есть авторские и народные. Но какая бы не была сказка основная мысль – победа добра над злом.

Моя любимая сказочная героиня – Снегурочка. Впервые я не прочитала о ней, а увидела её на новогоднем празднике, когда вместе с Дедом Морозом вышла очаровательная девушка в красивом платье. С тех пор мне хочется быть похожей на Снегурочку. Позже, бабушка рассказала нам с братом сказку «Девочка Снегурочка». Таким образом, получается, что Снегурочка имеет преимущество над другими сказочными героями: один раз в год она приходит к нам в дом, с ней можно пообщаться и даже получить от неё подарок.

Кто же она девочка – Снегурочка? Когда впервые появилась на страницах художественных произведений? Какова история её происхождения? Именно на эти вопросы мне хочется дать ответ в своей исследовательской работе.

Кроме того, опрос детей старшей группы детского сада и учеников начальной школы показал, что дети хорошо знают героев современных мультфильмов и сказок таких как: паук, Бетман, русалочка Ариэль и др. Мне бы хотелось рассказать им о Снегурочке, чтобы она осталась в их памяти навсегда. Может быть, для кого-то она, а не кукла Барби, станет идеалом для подражания

Цель – выделить характерные особенности сказочного персонажа Снегурочки

Задачи:

  1. Прочитать и проанализировать авторские и народные сказки с персонажем Снегурочка.
  2. На основе сравнения разных сказок выявить характерные особенности Снегурочки.
  3. Определить тематику сказок, выявить тропы, используемые авторами сказок для описания Снегурочки.

Гипотеза – мы предположили, что имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения .

Методы исследования:

  • биографический
  • исследовательский
  • аналитический
  • анкетирование

Для работы над поставленными целями прочитаны сказки, где главным персонажем является Снегурочка. В.И. Даль «Девочка Снегурочка», русскую народную сказку «Снегурочка», народную сказку А.Н. Афанасьева «Снегурушка и лиса». Как видно из названия сказок, имя героини звучит по-разному. В одном варианте чёткое произношение – чк - , в другом (у А.Н. Афанасьева) – более мягкое, где буква ч заменена на букву ш. Это придаёт имени более нежное звучание.

Различия обнаружены не только в произношении имени.

Эпизоды для сравнения

В.И. Даль «Девочка и Снегурочка»

Русская народная сказка «Снегурочка»

А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса».

Рождение Снегурочки

Из комочка снега в горшочке (… я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена)

Скатали снежный ком, приставили голову, приладили руки и ноги, вылепили нос, нарисовали рот и глаза. Ожила девочка и вышла из сугроба

Была внучка у старика и старухи Снегурушка

Описание внешности

Беленькая, как снежок, кругленькая, как комок

Что ни день, всё краше становится, сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца вовсе нет

Нет описания

Как растёт

Растёт на радость старикам

Ни по дням, а по часам

Черты характера (отношение к родителям, к труду)

Умная, разумная

Умная, смышленая, весёлая. Хорошо поёт, работа в руках спорится. Печалится с приходом весны и лета, радуется дождю и граду.

Трудолюбивая, трусливая (боится медведя, волка)

Плачет припеваючи

Когда и где случается несчастье со Снегурочкой

Пошла в лес за ягодами с подружками, заблудилась…

Спасает Жучка

Пошла в лес с подружками, стали они через костёр прыгать, Снегурочка и растаяла, превратилась в белое облачко (откликнулась эхом)

Позвали подружки в лес, заблудилась, забралась на дерево. Спасает лиса.

Анализ таблицы показывает: рождение героини неразрывно связано со снегом. Она либо скатана из комочка снега, либо ожила из снежного кома. Словообразовательный разбор слова показывает следующее: корень снег - суффикс – ур - и суффикс – очк - окончание – а. То есть, из существительного снег путём прибавления суффиксов образовалось существительное, окончание – а –которого указывает на женский род, суффикс на уменьшительно –ласкательное значение данного слова.

В результате у нас получается целостный образ Снегурочки. Портрет: красивая девушка, б еленькая, как снежок, кругленькая, как комок , имеет русую косу до пояса. Но совсем нет румянца. Видимо, белый цвет ей дан от снега, а у снега не может быть румянца.

Девочка растёт очень быстро, ни по дням, а по часам, принося бабушке и дедушке только радость. Здесь надо отметить, что Снегурочка появляется в доме в роли внучки, у неё нет ни отца, ни матери, есть только бабушка и дед. Возможно, она дана пожилым людям, чтобы скрасить их одиночество, уже поэтому она не способна на что-то плохое, она рождена творить добро. Старики называют её уменьшительно – ласкательным словом внученька , и никто не назвал её просто внучка . Ей поют колыбельные песни. Вот одна из них:

Спи, наша Снегурочка, Сдобная кокурочка,

Из вешнего снегу скатана,

Вешним солнышком пригретая!

Мы тебя станем поить, мы тебя станем кормить,

В цветное платьице рядить,

Уму – разуму учить! (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка»)

Снегурочка трудолюбива (работа в руках спорится) и послушна (всегда отпрашивается погулять) . Умная, смышленая, весёлая. Она хорошо поёт. По характеру она весёлая, печалится лишь приходу весны и лета. И это её отличает от простых девочек и мальчиков, которые любят солнышко. Снегурочке же милее зима с её холодным ветром и снежными метелями.

Во всех трёх сказках со Снегурочкой случается несчастье, в двух сказках (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка», А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса») она остаётся в живых, в народной сказке она растаяла от огня. Возможно, эта сказка связана с мифом о природных духах, погибающих при смене сезона (рождённое зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Причём несчастье случается с девочкой всегда в лесу. Мне кажется, что это тоже связано с мифологией: в лесу обитает леший, ….Но, даже оказавшись в трудной жизненной ситуации и страдая, Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

При описании Снегурочки в сказках использованы различные средства художественной изобразительности: сравнения (беленькая, точно снег ), гипербола (растёт не по дням, а по часам), постоянный эпитет (красна девица). Всё это делает образ Снегурочки более выразительным, ярким, запоминающимся.

Все сказки о Снегурочке собрал и записал фольклорист А.Н. Афанасьев. Литературным же персонажем Снегурочка стала в 1873 году в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка».

В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на новогодний праздник. На более ранних изображениях Снегурочка представлена в образе маленькой девочки, в виде девушки её стали представлять позднее.

Результаты работы.

В ходе работы прочитаны сказки с персонажем Снегурочка. Изучена история её рождения и причины несчастий. Определены характерные черты Снегурочки. На основе анализа произведений фольклора и литературы выявлены тропы, используемые при описании Снегурочки. Произведён словообразовательный анализ имени, проведена аналогия с её рождением.

Выводы по работе.

  1. Материал, полученный в результате анализа сказок, показывает, что Снегурочка как главная героиня сказки впервые встречается в устном народном творчестве, позже в сборниках сказок Афанасьева и Даля. Во всех сказках – это девочка- внучка. Она окружена заботой и лаской родных. Счастливая жизнь Снегурочки омрачается несчастьем, которое происходит всегда в лесу, чаще в летний период.
  2. Для придания образу Снегурочки выразительности авторы используют различные тропы, чаще встречаются: сравнение, гипербола, эпитет.
  3. Если учесть, что тема произведения определяется вопросом «О чём?», то тема прочитанных сказок – история жизни Снегурочки
  4. Проведённая работа показывает правильность нашей гипотезы. Во всех произведениях Снегурочка родилась из снега. Как снег тает под лучами весеннего солнышка, так и Снегурочка исчезает с приходом весны. Таким образом, имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения .

Список использованной литературы:

  1. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки/ А.Н. Афанасьев – Л.: Лениздат, 1983 – 446 с.
  2. Сказки русских писателей/ М.: Детская литература, 1983 – 687 с.
  3. Сказки народов мира/ Алма-Ата: Жалтын, 1985 – 352 с.
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Кукушкина Ангелина

Проектная работа посвящена изучению образа Снегурочки в пьесе Островского и устном народном творчестве

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза

генерала-майора Ивана Ивановича Жемчужникова»

города Лебедяни Липецкой области

секция: филология

«Образ Снегурочки в «Весенней сказке» А.Н. Островского и в произведениях УНТ»

Руководитель: Мальцева Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Лебедянь, 2018

1 Введение ___________________________________________________ __________2 стр

2 Основная часть _______________________________________________________4 стр

2.1 История создания сказки-пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» ____________4 стр

2.2 Сказки, мифы и легенды о Снегурочке, нашедшие отражение в одноименном произведении А.Н. Островского «Снегурочка»_______________________________ 7 стр

2.3 Образ Снегурочки в устном народном творчестве________________________10 стр

2.4 Образ Снегурочки в произведении А.Н.Островского «Весенняя сказка»______11 стр

2.5 Отличие между Снегурочками из русских народных сказок и Снегурочкой из произведения А.Н. Островского___________________________________________15 стр

2.6 Социологический опрос _______________________________________________16 стр

3. Заключение_________________________________________________________17 стр

4. Литература _________________________________________________________18 стр

  1. Введение.

У русского народа очень много праздников. Один из самых ярких и любимых – Новый год. Мне нравится наряжать елку, украшать комнату различными гирляндами. В Новый год исполняются все желания. Дед Мороз раздает подарки.

Сколько лет Деду Морозу? Когда он появился?

Приблизительно в одно время с елкой постоянным персонажем новогоднего праздника становится Дед Мороз, хотя возраст сказочного деда уже перевалил за тысячу лет.

До сих пор никто точно не знает, откуда к нам пришел Дед Мороз, и кто был его прототипом. В разных странах – разные мнения. Одни считают, что Дед Мороз-это потомок местных гномов, другие - средневековых бродячих жонглеров, третьи – странствующих продавцов игрушек. Но все это только предположения, на самом деле, узнать кто такой Дед Мороз и откуда он взялся, очень трудно.

Многие думают, что Дед Мороз имеет русское происхождение, а его родословная восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Это не совсем так, вернее – совсем не так.

В преданиях наших предков издревле существовал Мороз – повелитель зимних холодов. В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне – боге зимней стужи. Мороза представляли в образе старичка низенького роста с длинной седой бородой. С ноября по март у Мороза всегда много работы. Он бегает по лесам и стучит своим посохом, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам и раскрашивает оконные стекла узорами. Он леденит гладь озер и рек. Мороз щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистыми снегопадами.

Этот образ зимнего повелителя художественно развивается и воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко. Однако, хотя эти морозные деды не были лишены чувства справедливости и сострадания и иногда одаривали забредающих в их владения добрых и трудолюбивых людей, они не были связаны с приходом Нового года, и раздавать подарки не было их главной заботой.

Прообразом современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях. После смерти Николай был канонизирован.

В России Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем или Николаем Мирликийским, также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых святых. Его считали своим покровителем и заступником мореплаватели и рыбаки, но особенно много доброго и чудесного сделал этот святой для детей.

О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд.

Одеяние Деда Мороза, также как и его образ, претерпело значительные изменения. Он изображается как старик в цветной-голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. ездит на тройке лошадей.

Уже много лет одним из любимых и всеми обожаемых персонажей Нового года является эта прекрасная и милая девушка. Еще древние славяне почитали образ Снегурочки, дочери Снежной Царицы и Мороза. Однако в народных обрядах такой персонаж не фигурировал. К нам Снегурочка пришла из русского народного фольклора как девочка, сделанная из снега и оживающая в народной сказке.

Я задала себе вопросы:

  1. Как же случилось, что у нас появилась Снегурочка, это живое олицетворение «юности и первой любви»?
  2. Почему образ Снегурочки встречается только в России?
  3. Благодаря кому эта девушка стала знаменита и любима нашим народом?

Чтобы ответить на эти вопросы я обратилась к устному народному творчеству, русской народной сказке «Снегурочка», сказке «Девочка Снегурочка» В.И. Даля, сказке А. Островского «Снегурочка», прочитала предания и легенды, связанные с этим образом.

Актуальность моей работы обусловлена тем, что всеми любимый образ Снегурочки недостаточно изучен. В своей работе я постараюсь создать целостный образ этой прекрасной девушки.

Объект исследования : Снегурочка.

Предмет исследования: история Снегурочки.

Методы исследования:

  1. поисковый (работа с литературой, ресурсами Интернета);
  2. анализ произведений литературы;
  3. анализ и сравнение литературного образа;
  4. обобщение результатов исследования;
  5. анкетирование учащихся.

Гипотеза исследования: Образ Снегурочки почитаем и любим на Руси во многом благодаря весенней сказке Островского.

На основании вышесказанного я ставлю перед собой следующую цель: исследовать историю возникновения образа Снегурочки и отношение к ней нашего народа.

Для реализации поставленной цели мною были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить историю происхождения Снегурочки;

2. Проанализировать литературу по данной теме;

3. Познакомиться с произведениями о Снегурочке;

4. Выявить сходства и отличия образа Снегурочки в разных произведениях.

  1. Основная часть.

2.1 История создания сказки-пьесы А.Н. Островского «Снегурочка»

Было в окрестностях Щелыкова одно заветное место, где писатель бывал десятки раз-Ярилина долина и Голубой ключ. Названия эти вызывали воспоминания о масленичных гуляниях и обрядах.

Солнечная поляна, окруженная могучими соснами, рядом с которыми-юные березки и кусты ольшаника. Тихий голубой ключ. Видно песчаное дно. Из него бьют роднички. То ли солнце, пробивающееся сквозь зелень, то ли минеральные соли придают ей неяркий матово-голубой цвет. Благоухание трав и цветов. И над всем этим-небо, подобного которому, кажется, нигде нет. Впечатления так сильны, что складываются в стихи:

Полна чудес могучая природа!

Дары свои обильно рассыпая,

Причудливо она играет; бросит

В болотинке, в забытом уголке

Под кустиком цветок весны жемчужный,

Задумчиво склоненный ландыш брызнет

На белизну его холодной пылью

Серебряной росы,-и дышит цветик

Неуловимым запахом весны…

Но ведь природа, как человек, отдыхает. Она спит, стареет, ее голова покрывается сединой:

Лежат поля остылые. В оковах

Игривые ручьи,-в тиши полночи

Не слышно их стеклянного журчанья.

Леса стоят безмолвны, под снегами

Опущены густые лапы елей,

Как старые нахмуренные брови.

В малинниках, под соснами, стеснились

Холодные потемки, ледяными

Сосульками янтарная смола

Висит с прямых стволов. А в ясном небе,

Как жар, горит луна и звезды блещут

Усиленным сиянием.

Таких стихов возникало все больше.

В Ярилину долину в начале лета на праздник приходили сильные, веселые люди. Целую ночь, с вечера и до утра, звучали над долиной песни в честь солнца, труда, любви. Праздник был связан с идущей от давних языческих времен верой в Ярилу-Солнце.

Александр Николаевич часто бывал на этом празднике. После него долго держалась уверенность: «Сама жизнь-то есть радость». Но иногда возникала и грусть: почему-то казалось, что возле Голубого ключа растаяла пришедшая из далекого детства прекрасная Снегурочка, героиня давно задуманной пьесы-сказки.

…. Когда отец будущего драматурга, Николай Федорович Островский, надумал жениться вторично, то в канун 1836 года по желанию будущей жены, Эмилии Андреевны, он решил сделать детям особенно веселую елку. Вечерами он возвращался домой более оживленным, чем обычно, и приносил им то коробку игрушек, то цветную бумагу. Вместе с няней ребята за большим столом клеили цепи, фонарики, свертывали хлопушки. За работой рассказывали были и небылицы, вспоминали смешные истории. И, конечно, были рассказы о чудесах. Няня говорила, что в дом, где хорошие дети, в праздничную ночь или на елку приходит Дед Мороз и оставляет свои подарки то в большом грибе, будто бы только что принесенном из лесу, то в красном мешке, запорошенном снежком, то прямо под подушкой.

Александр (ему шел тринадцатый год) уже знал, что это-неправда: подарки делаются родителями, а чудом люди называют воплощение своей мечты. Он решил малышам показать на елке чудо, которое они создадут сами-Снегурочку. Сказку о красавице Снегурочке, дочери Весны, знали все дети.

Когда Саша сказал о своем решении, ребята отнеслись к этому с большим жаром. Добрая Наташа притащила свою самую большую куклу, предприимчивый Миша откуда-то принес надорванный пакетик конфетти, няня достала белые и алые лоскутки-работа закипела. Кукле сшили белую шубку и белые сапожки. Голову покрыли алым капором, на руки сделали алые рукавички. Щечки подрумянили красным карандашом-Снегурочка раскраснелась на ветру. Когда все это было готово, на плечи ей посыпали конфетти-проходя по лесу, она покрылась снегом, который начал таять под солнцем, а в капли спрятались цветные лучики.

После «рождения» Снегурочки дня елки ждали с нетерпением. Когда загорелись елочные свечи, отец поздравил детей с праздником, пожелал им здоровья и успехов, на весь вечер и Снегурочкой, и детьми завладел Саша. Он рассказывал и показывал сказку, похожую и непохожую на ту, что дети не раз слышали от старой няни. Ребят поразило, что Снегурочка заговорила нежным голосом. Как живая девочка, она просто и трогательно рассказала, с каким трудом вышла из лесу, через сколько сугробов перебралась, как встретилась с людьми и узнала их. Она спела несколько песен, говорила, какое новое, совсем незнакомое чувство радости испытывает. Ребята прониклись живейшей симпатией к ней, хотели вместе с ней порезвиться. Однако в этот момент откуда-то из-за елки появился лист картона с огромным оранжевым солнцем-это тоже было неожиданностью. Всем стало еще интереснее. А Снегурочка начала плакать, жаловаться, уходить в сторону-и затем своим уже голосом Саша печально возвестил, что она растаяла.

2.2 Сказки, мифы и легенды о Снегурочке, нашедшие отражение в одноименном произведении А.Н.Островского «Снегурочка»

Все мы родом из детства, а в детстве мы верим в чудеса, сказки. Конечно же, все мы знаем такого сказочного персонажа как девочка - Снегурочка. Но, к сожалению, мало кто знает, откуда к нам пришел этот образ.

Значения слова «Снегурочка» в толковых словарях русского языка:

Толковый словарь Ожегова.

снегурочка - сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца

Пример: Дед Мороз и С. (традиционные персонажи новогодних праздников).

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

Снегурочка ж.

1) Героиня русской народной сказки, вылепленная из снега и ожившая.

2) Внучка Деда-Мороза.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

снегурочка, -и, ж. Сказочная снежная девушка, тающая под весенними

лучами солнца. Дед Мороз и С. (традиционные персонажи новогодних

праздников).

Снежная девушка, приходящая к нам под Новый год – явление уникальное. У каждого сказочного героя существуют свои легенды, объясняющие его происхождение, место жительства, особенности характера.

Снегурочка-дух природы. Как правило, в сказках сделанная из снега Снегурочка оживает.

Вариант сказки, где Снегурочка тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский), наиболее показателен. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращается в облачко). Снегурочка-олицетворение зимы, силы, враждебной людям и почти потусторонней, связанной с загробным миром.

Если некие подобия Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.

По вопросу о происхождении Снегурочки существует несколько версий:

Как литературный персонаж – образ дочери Мороза;

Образ Костромы;

Символ застывших вод;

и еще несколько разных версий. Сейчас мы их рассмотрим.

Образ Снегурочки формировался веками.

Первоначально образ Снегурочки возник в русских народных сказках, как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. (В. Даль в сказке «Девочка Снегурочка») Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу».

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстает как дочь Деда – Мороза и Весны – Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело – голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).

  1. Также существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда. Давно это было. Жила на свете могущественная богиня Кострома. Поклонялись ей люди, просили скорого прихода весны, плодородной земли, хорошего урожая.

Пока ее задабривали и величали, выполняла она просьбы, но постепенно люди стали забывать о силе Костромы. И сама она со временем превратилась из мудрой богини в холодную, пугающую людей снежную деву. И стала показываться она только зимой, когда стужа, вьюги и заледеневшие реки губили народ. За это и прозвали ее в народе Снегурочкой. Попросил тогда народ у Весны защиту. А Весна добрая, ласковая по–другому рассудила. Подарила она Снегурочке сердце горячее, душу добрую, да взгляд ласковый, и назвала ее своей дочерью. И с тех пор Снегурочка стала воплощением духа растительности, забытой богини Костромы. Многие утверждают, что Кострома это и есть та самая Снегурочка. С давних пор существует обряд похорон Костромы. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, сжигают подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы – это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Но вопреки всем легендам о гибели Снегурочки люди верят, что живет она на радость взрослым и детям круглый год в Сказочной Костроме, где находится ее терем.

2.3 Образ Снегурочки в устном народном творчестве.

Снегурками, снегирями и снеговиками издавна на Руси называли птах, зимующих в наших лесах, да еще «складенных из снега болванов, подобие человека», - пишет В. И. Даль в 1866 году.

Испокон веков наши предки лепили, начиная со дня святого Спиридона (25 декабря) снеговиков – идолов Снежной Бабы. Вера в то, что снежная куколка может ожить, отразилась в сказках. Прочитав несколько вариантов народных сказок о Снегурке, я пришла к выводу, что часто бездетные дед и баба, глядя на то, как ребятишки за окном катают снег, тоже выходили и лепили себе снежную внучку – помощницу, которая потом оживала.

Знаменитый собиратель русских народных сказок Афанасьев Александр Николаевич в своих «Русских народных сказках» пишет о том, что Снегурочка была вылеплена из снега крестьянином Иваном и его женой Марией. Они были бездетны и, глядя на детей, которые лепили из снега снежную бабу, тоже взялись за дело. Когда они вылепили носик, сделали вместо глаз две ямки во лбу, на них дохнуло от куклы теплым духом, на них смотрели голубые глазки и губки улыбались. Смотрит Иван – зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкой. «Ах, Иван!- вскрикнула Марья от радости, - да ведь это Господь нам дитя дает!» Как видно из упоминания Господа этот вариант сказки возник после Крещения Руси. В варианте языческого периода, о котором упоминает Афанасьев, снеговик или снежная баба это нимфа, которая с приходом весны испаряется в небо, унося с собой сокровенные желания крестьян. Так или иначе, но с приходом Весны Снегурочка тает, прыгая через костер, и уносится белым облаком. В таком виде показаны представления народа о том, когда от жгучих лучей солнца тают снежные насыпи, и, испаряясь, собираются в тучи. В зимнюю пору, когда облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева сходит на землю. Это соответствует представлениям о духах природы, которые погибают при смене определенного сезона и воскресают с приходом этого сезона вновь.

Другая сказка, рассказанная В. И. Далем , собирателем живого русского языка, объясняет появление Снегурочки из комочка снега, который старик принес домой с улицы, снег растаял, и из этой талой водицы появилась живая девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Из этих сказок видно, что Снегурочка – это символ воды, но в зимнее время: снежная, ледяная, холодная внешне, но теплая живая изнутри.

2.4. Образ Снегурочки в произведении А. Н. Островского «Весенняя сказка»

«Снегурочка-сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского.

В 1873 году в Костромской области в имении Щелыково А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». основная работа над пьесой велась в течение марта 1873 года. Последний раз автор внес изменения в пьесу в августе 1873 года, когда он в корректуре вписал новое начало пятого явления первого действия. В первоначальном плане произведение под названием «Девушка-Снегурочка» предполагалось иное развитие сюжета, чем то, к которому впоследствии пришел драматург. Здесь не намечалось изображение царства берендеев и их праздника поклонения солнцу, в роли жениха должен был выступать Иван-царевич, в действии участвовал дурак – Авоська.

Больших трудов стоила ему и разработка стихотворных размеров отдельных эпизодов пьесы. О хоре гусляров, которым открывается второе действие, он писал П. И. Чайковскому: «Ритм, кажется, подходит к словам, я его извлек из поэмы XII века – «Слово о полку Игоревом»» (ПСС, XV, 10). По черновой рукописи «Снегурочки» можно проследить, как драматург экспериментировал, «извлекая ритм» из «Слова о полку Игореве». Выписав рифмы будущего эпизода, он затем создал его первый вариант, в котором отразились поиски размера, близкого своеобразной гармонической организацией тексту «Слова о полку Игореве» и соответствующего стилю хора гусляров. Затем по схеме найденного размера писатель исправил все строки соответственно этому размеру.

«Снегурочка» соткана из фольклорных мотивов, почерпнутых из сказок, песен и произведений других жанров народного творчества. Некоторые сюжетные ситуации имеют отдаленное сходство с мотивами сказки о девушки-снегурушке в сборнике И. А. Худякова «Великорусские сказки» (вып. 3, Спб., 1862, стр. 87-88, №97). Записи песен А. В. Терещенко, П. Н. Рыбникова, Т. И. Филиппова и др. дали драматургу материал для вставных эпизодов - песен и лирических монологов героев. Фантастический образ Берендеева царства, очевидно, был навеян писателю народным приданием о древнем племени берендеев.

В царстве берендеев царь – отец и слуга народа, всегда радушный и каждому доступный, заботливый рачитель всеобщего блага, строгий блюститель справедливости. Услышав о проступке Мизгиря, обманувшего доверчивость девушки, Берендей говорит: «Вина его ужасна, берендеи; для милости закроем наше сердце на этот раз».

Счастливые берендеи живут в мире, довольстве и радости. У них пастух и царь вместе возносят хвалу красному солнышку - источнику земного плодородия.

Сотканная из чудесных мотивов устнонародного творчества, « Снегурочка» является гимном большой настоящей человеческой любви, красоте, справедливости, гуманности, своеобразной песней о счастье простого трудового народа, освобожденного от гнета и деспотизма, живущего по своей воле.

Главная героиня этой пьесы-Снегурочка, наивная, чистая, гуманная, душевно щедрая, вся устремленная к красоте, правде, любви.

В этом произведении героиня предстает как дочь Деда – Мороза и Весны – Красны.

Снегурочка не похожа на жителей Берендеева царства. Именно поэтому Снегурочка – существо очень противоречивое. В ее сердце холод – это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту.

Снегурочка поражает людей своей красотой. Она кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла. Существо, не знающее любви, вызывает удивление и жалость.

Образами Снегурочки, Леля, Елены Прекрасной, Купавы, Мизгиря, девушек и парней из царства берендеев утверждается, что человек рожден для счастья, для любви. Холодному Морозу, отцу Снегурочки, любовь кажется «губительным чувством»

Мать Снегурочки, Весна, думает совсем иначе: «На свете все живое должно любить» - и дарит своей дочери чувство любви. О необходимости любить говорят все берендеи. Царь Берендей говорит: «Природой неизменно положена пора любви для всех».

За мгновения любви Снегурочка платит жизнью, но жизнь обрела именно в этом чувстве:

…все, что есть на свете дорого,

Живет в одном лишь слове. Это слово:

Любовь.

Лес, озеро, лицо и фигура Мизгиря-все стало новым для охваченной любовью Снегурочки.

Снегурочка полюбила, она счастлива.

Но почему не принимают Снегурочку и Мизгиря берендеи? Ответить на этот вопрос сложно. Возможно Мизгирь не похож на берендеев, так как берендеи обладают сердечной теплотой, а Мизгирь обделен ей. Все берендеи похожи друг на друга, а Мизгирь индивидуален, поэтому и не боится нарушить законы, которые так святы для берендеев. Таким разрушающим началом входит Мизгирь в жизнь уравновешенных берендеев, нарушая их законы внезапной изменой, дерзкими речами, оскорбляющими «девичью гордость» Купавы.

Мизгирь похож на Мороза. Он такой же властный, холодный, эгоистичный. Он не останавливается перед осуществлением своих желаний и прихотей и не задумывается о своих поступках. Горячая любовь Купавы ему не нужна.

Невольно возникает вопрос почему Снегурочка полюбила именно Мизгиря?

Снегурочке, так же как и Мизгирь, чужда миру берендеев, для которых любовь-главная ценность и смысл жизни. Ледяное сердечко Снегурочки не только не способно любить, но и не способно к состраданию и жалости. Ее не трогают слезы Леля, а ревнивое чувство, которое испытывает Снегурочка, связано не с любовью, а с уязвленным самолюбием.

Гибель Снегурочки происходит от горячих человеческих чувств. Это печально, но не навсегда. Придет зима – принесет снег, морозы, застынут во льдах воды. Затем весна – тепло, солнце, радость от того, что люди пережили холодные тяжелые времена, и опять Снегурочке захочется любить и быть любимой. И опять она улетит облачком в светлое голубое небо, унося с собой горести зимы, не зря царь Берендей говорит: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут!» В Берендееве жизнь продолжается.

Гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.

  1. Отличия между Снегурочками из русских народных сказок и Снегурочкой из произведения А. Н. Островского

Для наглядности и удобства мы составили таблицу.

Образ Снегурочки в русских народных сказках

Образ Снегурочки в произведении А. Н. Островского

Бездетные дед с бабкой слепили себе на радость.

Дочь Деда – Мороза и Весны - Красны.

Дед с бабкой любят свою снежную дочку.

На долю Снегурочки выпадает испытание людским равнодушием (жители Слободы равнодушны к ней, они ее не понимают; старик Бобыль и старуха Бобылиха используют Снегурочку, хотят разбогатеть).

В народных сказках героиня борется с силами зла.

В «Весенней сказке» Островский показывает противоборство «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки.

Во всех сказках Снегурочка погибает, но везде разные версии этого происшествия. В одной сказке подружки убили Снегурочку из-за жадности. Пошли они по ягоды. Снегурочка в чашку собирала, а подружки ели. «Смотрят, полная у Снегурушки чашечка, а у них ничего нет. Обидно стало, и убили они Снегурушку.» Закопали подружки ее и прутик воткнули. Проезжий купец сорвал этот прутик и сделал из него дудочку. Стал сынишка его дудеть в дудочку, и запела она голосом Снегурушки. Дали одной из подружек подудеть, а она отказалась и бросила дудочку на землю. «Дудочка разбилась, а в ней Снегурушка живая сидела».

В другой сказке Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

По версии Островского погибает Снегурочка во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.

В народных сказках Снегурочка – это маленькая девочка, «такая-то умная, такая-то разумная, что только в сказках живут, а взаправду не бывают».

Снегурочка представляется как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

У Островского это прекрасная светловолосая девушка, способная зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).

Снегурочка олицетворяет сердечную стужу, дитя Мороза и Весны. Тоскуя от одиночества, желая быть счастливой, как все берендеи, Снегурочка выпрашивает у своей матери девичью любовь. Загоревшись восторгом кипучих страстей, Снегурочка, как и предсказывал ее отец, гибнет от «сладких чувств любви».

2.6. Социологический опрос.

В начале исследования был проведен социологический опрос учащихся нашей школы, в ходе которого было предложено ответить на вопросы:

  1. Какие новогодние персонажи вам известны?
  2. Знаете ли вы родину Снегурочки?
  3. Назовите произведения, где встречается Снегурочка.
  4. Какими чертами характера наделена Снегурочка?
  5. Кто ее родители?
  6. Кем является Снегурочка Деду Морозу?
  7. В каком наряде она приходит к нам?

Результаты опроса

В опросе участвовало 75 человек. Все 75 опрашиваемых верно ответили на 1, 2, 4 и 6, 7 вопросы. Правильно ответили на 3 вопрос- 15 человек, на 5-20 человек.

  1. Заключение.

Исследуя образ Снегурочки, я пришла к выводу, что образ Снегурочки в русском фольклоре фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочки, которая ожила.

Родиной Снегурочки можно считать Кострому. Во-первых, образ снежной девушки возник из древнего славянского обряда похорон Костромы, давшее название городу. Во-вторых, «Весенняя сказка» А. Н. Островского была создана на родине писателя, костромской земле.

Из выше сказанного я сделала следующие выводы:

На протяжении продолжительного времени в жизни нашего народа существовала, жила, доставляла радость и создавала грустное, но светлое настроение девочка Снегурочка;

Образ Снегурочки волновал писателей, а также художников и композиторов. И во многом благодаря им образ Снегурочки вошел в нашу жизнь как неотъемлемая часть.

В ходе работы я узнала историю нашей новогодней гостьи, получила новые знания. Также я познакомилась с художественными произведениями о Снегурочке.

Эта работа научила меня анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении, а также помогла развить творческое воображение.

Полученные знания мы можем применить на уроках литературного чтения, музыки, изо, при проведении классных часов. Благодаря этой работе мы пополняем знания детей о загадочной девочке Снегурочке, которая приходит к нам на Новый Год. Мы рассматриваем несколько легенд о ее происхождении. Я считаю, что эта тема интересна не только детям, но и взрослым.

Литература:

  1. А.Н. Островский Биография писателя, издательство «Просвещение», 1965 год, стр 99
  2. http://grani.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3465:2010-01-01-20-57-20&catid=3:commentable-category&Itemid=20
  3. А.Н. Афанасьев «Русские народные сказки». М.:Олма Медиа Групп, 2013
  4. В.И. Даль «Девочка Снегурочка». М.: Советская Россия, 1985
  5. В.И. Даль «Девочка Снегурочка». М.: Просвещение. 1984. Стр. 3
  6. «История русской литературы XIX века». Москва «Просвещение» 1978 стр. 252-253
  7. А.Н. Островский «Полное собрание сочинений в двенадцати томах 7 Пьесы(1866-1873)» Москва «Искусство» 1977, стр. 587-594
  8. https://www.workle.ru/id534562.10/manage/
  9. http://что-означает.рф/Сборник словарей:Ефремовой,Ожегова,Шведовой
  10. ru.wiktionary.org Снегурочка-Вики-словарь
  11. Мороз // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 томах.- М., 1987.- Т. 2.- С. 176
  12. А. Островский «Снегурочка». М.: Детская литература, 212
  13. Жарникова С.В. Исторические корни славянских обрядов. Вологда. 2003

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки - внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки - она и есть та самая Снегурочка.

Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.

Снегурочка - чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.

Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки - внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.

Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы художника М. А. Врубеля. В. М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра.

Н. К. Рерих четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка» на оперной и драматической сценах.

Спектакли получили жизнь в театрах Санкт-Петербурга, Лондона, Чикаго, Парижа. Б. М. Кустодиев рисовал эскизы декораций к пьесе «Снегурочка».

И каждое новое осмысление обогащало образ Снегурочки, делая его любимым в народе. Сегодня Снегурочка как сказочный символ может привлекать разные категории туристов: детей, молодежь и взрослых туристов, для которых является любимым образом из детства и дает возможность отдохнуть от своих проблем.

Описание образа Снегурочки, составленное на основе ее мифологических, исторических и литературных корней, дает представление о значимости темы для широкого круга людей разного возраста, разных национальностей, непосредственной причастности Костромы к этому образу.

Кострома четырежды родина Снегурочки:

первое рождение - возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название городу,

второе рождение Снегурочки - в весенней сказке А. Н. Островского - писателя и драматурга, родившегося и создававшего свои творения на Костромской земле,

третье рождение - съёмки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке (лесопарк на территории Костромы).

четвёртое - воплощение образа в живом человеке, играющего роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России.

Образ Снегурочки незафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии, причем 1-й и 2-й пункты связаны.

1. образ дочери Мороза
2. образ Костромы
3. символ застывших вод

Подробнее.

1. Душечкина Е.: Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

Эскиз к пьесе А. Островского «Снегурочка»

Васнецов В. Снегурочка

Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

2. worlds.ru: Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба. Это значит, что Снегурочка была одним из символов зимы/смерти, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома - это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых. По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы - заложного. Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.
Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей. В одной из обрядовых песен поется так: "Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла". Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник - это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов. Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома. Судя по сохранившимся до недавнего времени играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может быть и иначе. Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер. Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.
Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа.
Кострома - дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы. Однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная о своем родстве, а когда узнали - решили утопиться. Кострома стала русалкой или мавкой.
Образ Костромы связан с празднованием "Зеленых святок" - проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.
Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.

3. Версия Жарниковой С. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

С нежная девушка, приходящая к нам под Новый год - явление уникальное. Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа! А между тем, мы сами мало что о ней знаем…

Родословная

Г оворят, она слеплена из снега… И тает от любви. Так, по крайней мере, представил в 1873 г. Снегурочку писатель Александр Островский, которого смело можно считать приемным папой ледяной девушки.

Истинные же корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в преданиях тех времен. А. Н. Афанасьев изучил сказки о Снегурочке во втором томе "Поэтических воззрений славян на природу". Книжка попала в руки Островскому, он вдохновился и написал пьесу "Снегурочка", где и пролил свет на происхождение холодной красавицы.

Родителями Снегурочки оказались Мороз и Весна-Красна. Жила себе девушка одна-одинешенька, в темном холодном лесу, не показывая личика солнцу, тосковала и тянулась к людям. И однажды вышла к ним из чащи.

По сказке Островского ледяная Снегурочка отличалась пугливостью и скромностью, но не было в ней и следа душевного холода. Пребывая в морозной невозмутимости, где-то внутри красавицу глодала тоска: хотелось Снегурочке испытать настоящие теплые эмоции. Но если ее сердце полюбит и станет горячим, погибнет Снегурочка! Она это знала и все-таки решилась: вымолила у матери-Весны способность страстно любить.

Милая женственность, за хрупкостью и трепетностью обнаруживающая настоящую отвагу, - кого не покорит такой характер? Потому и прижилась Снегурочка среди людей.

Как она выглядела, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих. Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой, а иногда - кокошник.

Такой ее впервые и увидели дети на праздничной елке 1937 года в Московском доме Союзов.

Деятельность

С негурочка пришла к Деду Морозу не сразу. Хотя еще до революции фигурками снежной девушки украшали елки, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, а из фрагментов сказок, пьесы Островского или одноименной оперы Римского-Корсакова делались новогодние инсценировки.

В советской России официально праздновать Новый год было разрешено только в 1935 году. По всей стране начали устанавливать елки и приглашать Деда Мороза. Но вот рядом с ним вдруг появилась помощница - милая скромная девушка с косой через плечо, одетая в голубую шубку. Сначала дочка, потом - неизвестно почему, - внучка. Первый совместный выход Деда Мороза и Снегурочки состоялся в 1937 году - с тех пор так и повелось. Снегурочка водит с детьми хороводы, передает Дедушке Морозу их просьбы, помогает раздавать подарки, поет песни и танцует вместе с птичками и зверюшками.

И Новый год не Новый год без славной помощницы главного волшебника страны.

Место жительства

Р езиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

На звание "родового гнезда" дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки - вот, вроде бы, и родина Снегурочки. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Дилемма. А Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в "луковичном" стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем очень нравится.