Любовь марии и гринева. История любви Маши Мироновой и Петра Гринёва в повести Пушкина «Капитанская дочка

Во имя любви.

Роман "Капитанская дочка" повествует о драматических событиях 70-х годов 18 века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению,но цензура навряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией становится любовь молодого дворянина Петра Гринева к дочери капитана Белогорской крепости Маше Мироновой.

В "Капитанской дочке" одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них-история любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта любовная линия продолжается на всем протяжении романа. Сначала Петр отнесся к Маше отрицательно из-за того, что Швабрин описал ее "совершенною дурочкою". Но затем Петр знакомится с ней ближе и обнаруживает, что она "благородна и чувствительна". Он влюбляется в нее, и она тоже отвечает ему взаимностью.

Гринев очень сильно любит Машу и ради нее готов на многое. Он доказывает это не один раз. Когда Швабрин унижает Машу, Гринев ссорится с ним и даже стреляется. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши "вы один у меня покровитель,заступитесь за меня,бедную!", Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью,он не считает возможным назвать имя Маши,боясь,что она будет подвергнута унизительному допросу-"мне пришло в голову,что если я назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку...".

Но и любовь Маши к Гриневу глубока и лишена каких-либо эгоистических побуждений. Она не хочет выходить за него замуж без родительского согласия,думая,что в противном случае у Петра "не будет счастия".Из робкой "трусихи" она,по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню,сумевшую добиться торжества справедливости. Она едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Маша смогла доказать невиновность Гринева,в ерность его данной присяге. Когда Швабрин ранит Гринева Маша выхаживает его-"Марья Ивановна от меня не отходила". Таким образом Маша спасет Гринева от позора,гибели и ссылки так же,как он спас ее от позора и гибели.

Для Петра Гринева и Маши Мироновой все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы,идеалы,любовь. Беспринципного и бесчестного человека,которому неведома чувство долга, часто ожидает участь остаться наедине со своими гадкими поступками,низостью,подлостью,без друзей,любимых и просто близких людей.

История любви Маши Мироновой и Петра Гринёва

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» считается вершиной творчества писателя. В ней автор затронул многие важные вопросы - долга и чести, смысла человеческой жизни, любви.
Несмотря на то, что в центре повествования находится образ Петра Гринева, большую роль в произведении играет Маша Миронова. Я думаю, именно дочь капитана Миронова воплощает идеал А.С. Пушкина – идеал человека, полного чувства собственного достоинства, с врожденным чувством чести, способного на подвиги ради любви. Мне кажется, что именно благодаря взаимной любви к Маше Петр Гринев стал настоящим мужчиной – человеком, дворянином, воином.
Впервые с этой героиней мы знакомимся, когда Гринев прибывает в Белогорскую крепость. Поначалу скромная и тихая девушка не произвела на героя большого впечатления: «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».
Гринев был уверен, что дочь капитана Миронова «дурочка», ведь об этом ему не раз говорил приятель Швабрин. Да и мать Маши «подлила масла в огонь» - она сказала Петру, что ее дочь «трусиха»: «…Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась».
Однако скоро герой понимает, что Маша – «благоразумная и чувствительная девушка». Как-то незаметно между героями зарождается настоящая любовь, которая выдержала все испытания, встретившееся на ее пути.
Наверное, первый раз Маша проявила свой характер, когда отказалась идти замуж за Гринева без благословения его родителей. По мнению этой чистой и светлой девушки, «без их благословения не будет тебе счастия». Маша, прежде всего, думает о счастье своего любимого, и ради него готова пожертвовать своим собственным. Она даже допускает мысль о том, что Гринев может найти себе другую жену – ту, которую примут его родители.
Во время кровавых событий захвата Белогорской крепости Маша теряет обоих родителей и остается круглой сиротой. Однако и это испытание она выдерживает с честью. Оказавшись в крепости одна, в окружении врагов, Маша не поддается на давление Швабрина - она до конца остается верной Петру Гриневу. Ничто не может заставить девушку предать свою любовь, стать женой человека, которого она презирает: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».
Маша находит случай передать Гриневу письмо, в котором рассказывает про свою беду. И Петр спасает Машу. Теперь всем становится ясно, что эти герои будут вместе, что они - судьба друг для друга. Поэтому Гринев отправляет Машу к своим родителям, которые принимают ее как дочь. А вскоре начинают любить за ее человеческие достоинства, ведь именно эта девушка спасает своего возлюбленного от клеветы и суда.
После ареста Петра, когда не осталось надежды на его освобождение, Маша решается на неслыханный поступок. Она одна едет к самой императрице и рассказывает ей обо всех событиях, прося у Екатерины милости. И та, проникшись симпатией к искренней и смелой девушке, помогает ей: «Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха».
Таким образом, Маша спасает Гринева, как и тот, несколько ранее, спасает свою невесту. Отношения этих героев, как мне кажется, - это авторский идеал отношений между мужчиной и женщиной, где главными являются любовь, уважение, беззаветная преданность друг другу.

Взаимоотношения между Гриневым и Машей

Недавно я прочитала произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Над этой повестью Пушкин работал в 1834-1836 годах. В ее основу положены картины народного крестьянского восстания, вызванным тяжелым, бесправным положением закрепощенного народа. Повесть написана от первого лица – Петра Гринева, он же главный герой. Не менее интересной личностью в этом произведении является Маша Миронова. Когда Петр приехал в Белогорскую крепость, то поначалу Маша, по предубеждению Швабрина, показалась ему очень скромной и тихой – «совершенной дурочкою», но затем, когда они познакомились ближе, то он нашел в ней «благоразумную и чувствительную девушку»

Маша очень сильно любила своих родителей и относилась к ним с почтением. Ее родители были людьми необразованными и с ограниченным кругозором. Но в то же время это были люди в высшей степени простые и добродушные, преданные своему долгу, готовые бесстрашно умереть за то, что они считали «святыней своей совести».

Марья Ивановна не любила Швабрина. «Он очень мне противен», - так говорила Маша. Швабрин – полная противоположность Гриневу. Он образован, умен, наблюдателен, интересный собеседник, но ради достижения своих целей он мог совершить любой бесчестный поступок.

Об отношении Савельича к Маше видно из его письма Гриневу-отцу: «А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается». Савельич считал, что любовь между Гриневым и Машей это естественное развитие событий.

Родители Гринева поначалу, получив лживый донос Швабрина, относились к Маше с недоверием, но после того, как Маша поселилась у них, изменили свое отношение к ней.

Все самые лучшие качества раскрываются в Маше во время ее поездки в Царское Село. Маша, уверенная в том, что она виновата в бедах своего жениха, отправляется на прием к императрице. Боязливая, слабая, скромная девушка, никогда не выезжавшая одна из крепости, вдруг решается поехать к императрице, чтобы доказать невиновность своего жениха любой ценой.

Природа предвещает удачу в этом деле. «Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип… Широкое озеро сияло неподвижно…». Встреча Маши с царицей произошла неожиданно. Маша, доверившись незнакомой даме, рассказала ей все, зачем приехала к царице. Она говорит просто, открыто, откровенно, убеждает незнакомку, что ее жених не предатель. Для Маши это была своеобразная репетиция, перед визитом к императрице, поэтому она говорит смело и доказательно. Именно эта глава объясняет название повести: простая русская девушка оказывается победительницей в сложной ситуации, настоящая капитанская дочка.

Любовь между Гриневым и Машей вспыхнула не сразу, ведь молодому человеку девушка сначала не понравилась. Можно сказать, что все происходило очень буднично. Молодые люди виделись изо дня в день, постепенно привыкали друг к другу и открывались навстречу своим чувствам.

Практически в начале повести любовь Маши и Гринева заходит в тупик из-за категорически отказавшего в согласии на брак Гринева-отца, с одной стороны и, с другой стороны, решительного отказа Маши выйти замуж за Гринева «без благословения» его родителей. Гринев «впал в мрачную задумчивость», «потерял охоту к чтению и словесности», и лишь «неожиданные происшествия», связанные с восстанием Пугачева, вывели их роман с Машей на новый уровень серьезных испытаний.

Эти испытания молодые люди прошли с честью. Гринев смело явился к Пугачеву, вождю крестьянского восстания, для спасения своей невесты и достиг этого. Маша едет к императрице и в свою очередь спасает своего жениха.

Мне кажется, что А.С. Пушкин с огромным удовольствием закончил эту повесть на оптимистичной ноте. Гринева освободили, Маша была обласкана императрицей. Молодые люди поженились. Отец Гринева, Андрей Петрович, получил оправдательное письмо от Екатерины II на своего сына. Мне понравилась эта повесть именно тем, что закончилась благополучно, что Маша и Петр, несмотря на сложнейшие испытания, сохранили и не предали свою любовь.

Последним крупным произведением А.С. Пушкина стал его небольшой по объёму, но невероятно глубокий по смыслу роман «Капитанская дочка». Сам классик, посвятивший его написанию не один год, в дневниках признавался, что произведение стало его философским и творческим завещанием, в котором он сумел отразить все мысли, которые его волновали.

Сам роман в первую очередь содержит в себе христианский дидактизм. Он отсылает читателя к Евангелию от Матфея, к Нагорной проповеди Иисуса Христа и к его завету быть истинным праведником, ничего не делать напоказ и нести в своём сердце любовь к ближнему своему, даже с врагом оставаться милосердным, беречь честь и достоинство. Это многократно отмечалось и исследователями-литературоведами.

Историк Г. Федотов, например, называл «Капитанскую дочку» самым христианским произведением за всю историю русской литературы. Он подмечал, что это повесть о «тихой праведности». Не вызывает сомнения и то, что носителем этой праведности становится героиня романа Маша Миронова.

Несмотря на то, что основная смысловая нагрузка приходится на идею христианской любви, не упускает Пушкин из виду и любовь романтическую. Это, пожалуй, наиболее яркая и интересная сюжетная линия в произведении, которая делает «Капитанскую дочку» столь привлекательной даже для современного читателя.

Главный герой повествования Петруша Гринёв рос недорослем: он гонял голубей, слушал рассказы птичницы и грубо ругал своего дядьку Савельича. Утомлённый разгильдяйством сына, Гринёв-старший отправляет того «послужить, пороху понюхать» в провинциальную Белогорскую крепость. Удивительно, но именно там развернутся колоссальные исторические события, которым суждено будет сыграть важную роль в жизни Петруши и других героев. И именно здесь, в Белогорской крепости, избалованному, но честному, благородному юноше посчастливится встретить свою истинную любовь.

Поначалу Марья Ивановна, дочка капитана Миронова, девушка, которая сумеет завоевать сердце Гринёва, не привлечёт его внимания. Она не была хороша собой, отличалась слабым здоровьем и чувствительным сердцем. Мать, Василиса Егоровна, в глаза называла дочь трусихой и предупреждала, что та боится ружейного выстрела.

Интересно, что герои, предстающие изначально не в самом выгодном свете, в конечном итоге объединяются и меняют друг друга в лучшую сторону. Их души отчаянно крепнут, а любовь, зародившаяся между ними, приводит их к истинному счастью и спасению.

Любовная линия в романе «Капитанская дочка» осложнена драматическими перипетиями. Так, впервые Маша проявляет свой характер, оказываясь выйти замуж за возлюбленного без благословения его родителей. Она заявляет Гринёву, что без их одобрения ему, Петруше, не будет счастья. В этом проявляется удивительное благородство героини, готовой пожертвовать собственным счастьем ради счастья любимого человека.

Позже испытания станут гораздо страшнее: родители Маши Мироновой погибают от рук подлых бунтовщиков, а сама девушка чудом спасается у попадьи - в этом эпизоде также проявляются христоцентристские мотивы пушкинских произведений. Гринёв оказывается разлучён с возлюбленной. Вскоре та попадает в плен и оказывается в лапах предателя Швабрина. Тот требует от девушки согласия выйти за него замуж, однако Маша, соблюдая заповедь Христа из Нагорной проповеди «не прелюбодействуй в сердце своём» остаётся верна другому. Благородство её души является в эпизоде, где она в исступлении признаётся, что готова погибнуть, чем продать себя ради спасения тела.

Капитанской дочке приходится искать защиты у самого бунтовщика Пугачёва, несмотря на её прежнюю «трусость». Любовь к Гринёву колоссальным образом изменила характер Маши Мироновой. Против воли ей пришлось стать мужественной, сильной и отважной, преданной своему возлюбленному. Когда ему потребуется помощь, именно она, слабая женщина, отправляется в столицу, чтобы сделать всё от неё зависящее, чтобы спасти Петра Андреича.

Интересно, что любовь в «Капитанской дочке» приобретает оттенок… воинственности! Александр Сергеич проводит своих героев через множество сложнейших испытаний, подвергает их необходимости совершить трудный нравственный выбор. И в условиях исторической драмы, бессмысленного и беспощадного русского бунта Маша и Пётр будто заслуживают духовное очищение. Автор словно устраивает для них круги Ада и Чистилище, чтобы в конечном счёте привести героев через боль и страдания к райской жизни на земле.

Кажется, что в этом романе А.С. Пушкин создаёт несколько гипертрофированный образ идеальных отношений между мужчиной и женщиной - отношений, где царят гармония, взаимоуважение и беззаветная преданность друг другу, готовность пожертвовать всем ради любимого человека. Исторический фон, на котором разворачивается эта любовная история, нужен лишь для того, чтобы разительнее показать контраст между низменными чувствами - жаждой власти, жестокостью и т.д. - и истинной любовью, к которой должен стремиться каждый человек на земле.

УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

Тема: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Маша Миронова, ее преданность и верность любимому человеку

Цель: продолжить работу над содержанием повести, развивать навыки работы с произведением, совершенствовать умение определять основную мысль произведения и видеть ее отражение в названии, а также навыки анализа отдельного эпизода. Продолжить работу над формированием навыков характеризовать литературных героев. Развивать умения брать участие в коллективном обсуждении, дискуссии, высказываться. Способствовать формированию у учащихся качеств характера, присущих положительным героям.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, репродукция одного из портретов Екатерины II кисти В.Боровиковского, рисунок С.Герасимова, 1951г.

На журнальном столе фотовыставка (45 листов) «А.С. Пушкин»; А.Сахаров, С.Троицкий «Живое слово в истории»; В.И. Буганов «Емельян Пугачев»; библиографический словарь «Русские писатели»; «100 великих имен» - «А.С. Пушкин», «Екатерина II », творческие работы учащихся.

На доске запись «Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой?». «Почему А.С.Пушкин дал название своему творению «Капитанская дочка»? Согласны ли вы с авторским вариантом?».

На каждой парте, у каждого ученика, план характеристики литературного произведения, черновик.

Мебель расположена в форме «Дискуссионный клуб» (способствует индивидуальной работе, групповой, работе в парах, дискуссии).

Тип урока: комбинированный.

Урок-исследование.

Ход урока

I . Организационный этап.

1. Объявление темы, цели, программы урока.

II . Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам.

    Что такое историческая повесть? Докажите, что «Капитанская дочка» - историческая повесть. Можете воспользоваться картой.

    Как погибли комендант с женой?

    Почему Пугачев не казнил Гринева?

    За кого выдавал себя Пугачев?

    Почему Гринев был арестован и предстал перед военным судом?

    Какова роль эпиграфов к главам? В частности, «Береги честь смолоду»?

2. Индивидуально.

    Чтение письменного сочинения-рассуждения (миниатюры) «Что привлекает меня в образе Гринева?»

    Чтение наизусть отрывка из повести.

3. Итог проверки домашнего задания.

III . Работа над темой урока.

1. Вступительное слово учителя.

Конечно же, привлекает наше внимание героиня Маша Миронова, дочь коменданта Белогорской крепости. Я для себя отметила на предыдущих уроках вашу симпатию к ней.

В результате исследования текста нам необходимо набрать материал для устного сочинения-характеристики, что будет вашим домашним заданием. Перед вами план. Прошу на черновиках делать заметки. Я ожидаю от вас в конце урока наброски, черновой вариант характеристики. Напоминаю, что нужно говорить доказательно, аргументировано.

2. Аналитическая беседа по содержанию.

    Итак, какая же она, Маша Миронова? Какой мы видим героиню впервые? Нарисуйте ее портрет. Что значит нарисовать портрет? Как сложились ее отношения с молодыми людьми: Швабриным и Гриневым? Почему? (Диалог Марьи Ивановны и Петра Гринева).

    Гринева полюбил Машу и предложил ей руку и сердце. Согласилась ли она? При каком условии? О какой черте характера это свидетельствует? (Воспитанности, деликатности).

    Как разворачиваются события в крепости? Почему девушка не уехала? Почему отец приказал надеть на дочь сарафан?

Физкультминутка

    Как сложилась жизнь Маши в крепости, занятой восставшими? Выборочное чтение.

    И снова Швабрин, но уже на стороне мятежников. Вот оно спасение! Стоит согласиться стать его женой?! (Преданность и верность любимому человеку).

    Где мы находим Машу после подавления мятежа? Куда занесла судьба героиню? Как ей живется в доме родителей любимого? (Умение находить общий язык, почтительное уважение к старшим).

    Что тревожит Машу? Какая мысль не покидает ее? И на что она решается. (Прошение у государыни милости к своему жениху).

    Воспроизведем эпизод встречи с императрицей (инсценированный диалог).

    Как вы считаете, догадывалась ли она, что говорила с императрицей? (Деликатность, женская интуиция, умение оценить ситуацию).

3. Обобщение и выводы.

    Какая же она, Маша Миронова? Какими качествами характера обладает? Перечислим, что мы записали.

    Я назову некоторые. Если вы не согласны – уберите лишнее. Маша Миронова – скромная, решительная, эгоистичная, самостоятельная, ограниченная (узкий кругозор, с небольшими познаниями, с узкими интересами…).

4. Устное сочинение-характеристика, составленное учащимися.

5. Прием «Микрофон».

    Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой? Докажите. (Верная слову, преданная, настоящая дочь своих родителей, пронесшая чувство любви не замаранным).

    Какое впечатление произвела на вас Маша в начале произведения и как раскрывается ее характер в любви к Гриневу?

    Повесть называется «Капитанская дочка». Согласны ли вы с авторским вариантом?

Слово учителя

Это один из прекраснейших женских образов в классической литературе… Достойная дочь своих родителей. Гуманная, преданная, искренняя, ей чужда пошлость, обладающая чувством достоинства, умеющая ради любимого человека совершить поступок. Мы встретимся еще с интересными женскими образами в литературе.

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает о далеких драматических событиях, которые происходили в России в XVIII веке, - крестьянском восстании под руководством Емельяна Пугачева. На фоне этих событий и развертывается история о верной и преданной любви двух молодых людей - Петра Гринева и Маши Мироновой.

А a╪b╓╟ , находившуюся в сорока километрах от Оренбурга. Комендантом крепости был капитан Иван Кузьмич Миронов. Здесь, в крепости, Петр Гринев и встречает свою любовь - Машу Миронову, дочь коменданта крепости, де­вушку «лет осьмнадцати, круглолицую, румяную, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Здесь же, в гарнизоне, жил еще один офицер, сосланный за дуэль,- - Швабрин. Он был влюблен в Машу, посватался к ней, но получил отказ. Мсти­тельный и злой по натуре, Швабрин не мог простить девушке этого, пытался всячески унизить ее, говорил о Маше непристойные веши. Гринев вступился за честь девушки и назвал Швабрина мерзавцем, за что тот вызвал его на дуэль. В поединке Гринев был тяжело ранен и после ранения находился в доме Мироновых.

Маша старательно ухаживала за ним. Когда Гринев оправился после ранения, он объяснился Маше в любви. Она в свою очередь сказала ему о своем чувстве к нему. Ка­залось, что впереди у них безоблачное счастье. Но любовь молодых людей еще должна была пройти много испытаний. Вначале отец Гринева отказался дать благословение сыну на его брак с Машей на том основании, что Петр, вместо того чтобы достойно служить Отчизне, занимается ребячеством - сражается на дуэли с таким же сорванцом, как он сам. Маша, любя Гринева, ни за что не хотела выходить за него замуж без согласия ро­дителей. Между влюбленными возникла размолвка. Страдая от любви и от того, что не может состояться его счастье, Гринев не подозревал, что впереди их ожидали куда более тяжкие испытания. «Пугачевщина» докатилась и до Белогорской крепости. Немного­численный гарнизон ее мужественно и храбро сражался, не изменив присяге, но силы были неравны. Крепость пала. После взятия Белогорской крепости бунтовщиками все офицеры, в том числе и комендант, были казнены. Погибла и мать Маши Василиса Его­ровна, а сама она чудом осталась жива, но попала в руки к Швабрину, который держал ее взаперти, склоняя к браку. Оставаясь верной возлюбленному, Маша решила умереть, но не стать женой ненавистного ей Швабрина. Узнав о жестокой доле Маши, Гринев, рискуя собственной жизнью, умоляет Пугачева освободить Машу, выдав ее за дочь свя­щенника. Но Швабрин рассказывает Пугачеву, что Маша - дочь погибшего коменданта крепости. Неимоверными усилиями Гриневу все-таки удалось спасти ее и отправить вместе с Савельичем в. имение к своим родителям. Казалось бы, наконец-то должен наступить счастливый конец. Однако на этом испытания влюбленных не закончились. Гринева арестовывают, обвинив в том, что он был заодно с бунтовщиками, и выносят несправедливый приговор: сослать на вечное поселение в Сибирь. Узнав об этом, Маша отправляется в Петербург, где она надеялась найти покровительство у императрицы как дочь человека, пострадавшего за свою верность государыне. Где только взялись у этой роб­кой провинциальной девушки, никогда не бывавшей в столице, такие силы, такая отвага? Эти силы, эту отвагу ей придала любовь. Она же и помогла ей добиться справедливости. Петр Гринев был освобожден, и все обвинения с него были сняты. Так верная, преданная любовь помогла героям повести вынести все невзгоды и испытания, выпавшие на их долю.

Само звучание словосочетания «капитанская дочь» образ Маши Мироновой рисует совершенно иным, не таким, как описано на страницах повести. Кажется, что это должна быть девушка с озорным, дерзким характером, смелая и кокетливая.

Однако главная героиня книги - совершенно другая девушка. Она напрочь лишена кокетства, ей не свойственен задор юности и желание молоденьких девушек нравиться всем без исключения. Мария являет собой иной образ. Маша Миронова - сочинение каждого школьника цитирует этот отрывок - «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши», скромная восемнадцатилетняя девушка. Вряд ли кто-то из юных читательниц сочтет ее привлекательной особой, достойной подражания.

Жизнь и воспитание

Образ Маши Мироновой неразрывно связан с характеристиками ее родителей - Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны. Жизнь их протекала вБелогорской крепости, недалеко от Оренбурга. Они жили в небольшой деревушке с тесными улочками и низкими избами, где самкомендант занимал простой деревянный домик.

Родители Марии Мироновой были людьми искренними и сердечными. Капитан слыл человеком малообразованным, но отличался честностью и добротой к людям. Василиса Егоровна - женщина радушная, привыкшая к военному укладу жизни. За много лет она научилась ловко управлять крепостью.

Словом, девушка жила замкнуто, общаясь, в основном, с родителями.

Ее мать говорила, что Маша - девушка на выданье, но приданого у нее совершенно никакого нет, поэтому хорошо, если найдется который женится на ней. Не исключено, что Василиса Егоровна делилась своими мыслями и с дочерью, что вряд ли могло добавить ей уверенности.

Истинный характер капитанской дочки

Образ Маши Мироновой, на первый взгляд, наверняка многим покажется довольно скучным. Она так же сначала не понравилась Петру Гриневу. Несмотря на то что Маша жила уединенно, можно сказать замкнуто, в окружении родителей и солдат, девушка выросла очень чувствительной. Мария, несмотря на кажущуюся робость, была смелой, сильной натурой, способной на искренние, глубокие чувства. Маша Миронова отказалась от предложения Швабрина стать его женой, хотя он, по меркам общества, был завидным женихом. У Марии не было чувств к нему, а на капитанская дочка была не согласна. Полюбив Петра Гринева, Маша открыто говорит о своих чувствах в ответ на его объяснение. Однако на брак, который не благословили родители жениха, девушка не согласна, потому отдаляется от Гринева. Это говорит о том, что Маша Миронова - образец высоконравственности. Только позже, когда родители Петра полюбили ее, Мария стала его женой.

Испытания в жизни Марии Мироновой

Долю этой девушки нельзя назвать легкой. Однако образ Маши Мироновой раскрывается под влиянием трудностей более полно.

Например, после казни родителей, когда Марию приютила попадья, а Швабрин посадил ее под замок и попытался заставить выйти за него замуж, она сумела написать Петру Гриневу о своем положении. Избавление пришло к девушке в совершенно неожиданном обличье. Ее спасителем стал Пугачев, убийца ее отца и матери, который отпустил их с Гриневым. После освобождения Петр отправил девушку жить к своим родителям, искренне полюбившим Марию. Маша Миронова - образ настоящей русской но при этом ранимой и чувствительной. При том что она падает в обморок от выстрела пушки, в вопросах, касающихся ее чести, девушка проявляет невиданную твердость характера.

Лучшие душевные качества героини

Образ Маши Мироновой еще более полно раскрывается после ареста Петра Гринева, когда она проявила истинное благородство своей натуры. Виновницей беды, произошедшей в жизни возлюбленного, Мария считает себя и беспрестанно думает, как вызволить жениха. За кажущейся робостью девушки скрывается героическая натура, способная на все ради близкого человека. Маша отправляется в Петербург, где в саду Царского Села встречает знатную даму и решается поведать ей о своих несчастиях. Ее собеседница, которой оказалась сама императрица, обещает помочь. Решимость и твердость, проявленная девушкой, спасает Петра Гринева от заключения.

Образ Маши Мироновой в повести претерпевает сильную динамику. Несчастье, случившееся с Гриневым, позволяет раскрыться ей как твердой, зрелой, можно сказать, героической личности.

Мария Миронова и Машенька Троекурова

А. С. Пушкин приступил к написанию повести «Капитанская дочка» в 1833 году. Замысел этой книги, скорее всего, возник, когда писатель работал над повестью «Дубровский». В этом произведении Пушкина также есть женский образ. Маша Миронова, сочинение о которой обычно пишут школьники, являет собой совершенно другую личность, чем ее тезка.

Мария Троекурова также живет уединенно, правда, в изнеженных условиях, в родительском поместье. Девушка любит романы и, конечно, ждет «прекрасного принца». В отличие от Маши Мироновой, она не смогла отстоять свою любовь, у нее не хватило решимости на это.

Кажется, что счастливым финалом, которым заканчивается «Капитанская дочка», автор пытается сгладить кровопролитие, произошедшее в «Дубровском».

Образ Маши Мироновой и Татьяны Лариной

Образ нашей героини в определенной степени созвучен другому женскому характеру, созданному А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин», - Татьяны Лариной. «Капитанская дочка» была написана позднее «Евгения Онегина» примерно на пять лет. Образ Маши Мироновой раскрывается более полно и глубоко, чем характеристика Татьяны. Возможно, это, отчасти, связано с тем, что сам автор стал немного взрослее. Маша также, но еще больше, чем Татьяна, родственна народной среде.

Главная тема и идея произведения

Основная проблема, которую обозначает Пушкин в своем романе, - это вопрос чести и долга. Об этом можно догадаться уже по эпиграфу, представленному в виде народной пословицы: «Береги честь смолоду». Основные герои повести проявляют эти качества по-своему. Петр Гринев, несмотря на тяжелые обстоятельства, верен данной присяге. Швабрин, не задумываясь и не вникая в проблемы страны и народа, переходит на сторону Емельяна Пугачева. Слуга Гринева, Савельич, предан Петру, выполняет наказ старого барина, следит за сыном, ухаживает за ним. Иван Кузьмич, комендант погибает, выполняя свой долг.

Образ главной героини повести также неотъемлемо связан с понятиями долга, отваги и верности. Мария Миронова, как и старый капитан, скорее, готова умереть, чем сделать что-то, противное ее совести.

Другая ведущая тема «Капитанской дочки» — это тема семьи, отчего дома, личных отношений. В повести автор представляет два семейства — Гриневых и Мироновых, которые передали своим детям, Петру и Марии, лучшие человеческие добродетели.
Именно в условиях семьи формируются нравственные качества, такие как духовность, человеколюбие, милосердие. Эта тема в повести столь же важна, как и тема долга.

Образ Маши Мироновой кратко характеризуется буквально парой слов, и в сознании, чаще всего, всплывает облик скромной, румяной, круглолицей девушки. Глубина ее характера заставляет понять, насколько прячется под незатейливой внешностью.